?

Log in

No account? Create an account
Нестор Летописец

uctopuockon_pyc


Литературно-ист. журнал ИСТОРИОСКОП


Previous Entry Share Flag Next Entry
Войлочные шляпы и картузы
солнце
mislpronzaya wrote in uctopuockon_pyc
Оригинал взят у mislpronzaya в Войлочные шляпы и картузы
Лет сорок тому назад заволжские катальщики чуть не на всю великорусскую
сельщину шляпы работали. Валяли они и тот "шляпок", что исстари в ходу
по Тверской и Новгородской сторонам - с низенькой прямой тульей,- и
ярославскую "верховку", такую же низенькую, но с тульей раструбом. В
Суздальскую сторону, на Ветлугу, на Вятку, в Пермь и на волжское
Низовье работали шляпы гречушником "с подхватцем, либо "с переломом"; для
Московской стороны "шпилёк московский", на Рязань, на Тулу и дальше
к Украине "шпилёк ровный" да "кашники". Большим подспорьем шляпной торговле
бурлаки в прежнее время бывали. Для них шляпу на особую стать за Волгой
валяли, ни дать ни взять, как те низенькие, мягкие летние шляпы, что теперь
у горожан в моду вошли. И татарам за Волгой белые шляпы валяли. Хоть иной
катальщик и брезговал такой работой: греховное, дескать, дело христианские
руки поганить, катая шляпу на бриту башку бусурманина, но таких не много
бывало, потому что "татарка" товар сходный, никогда, бывало, не
залежится. Много денег за Волгой шляпой добывали, немало досужих работников
шляпа в люди вывела, тысячниками поставила. Теперь не то. Все это было, да
давно и сплыло, а что не сплыло, то быльем поросло.
Совсем подошла теперь шляпа заволжская. Хоть брось совсем. Спрос
малый, сбыту вовсе почти не стало. Годов тридцать тому назад какой-то
кантауровец (Кантаурово - село на реке Линде, за Волгой, верстах в двадцати
от Нижнего Новгорода, один из центров валеночного промысла. По имени этого
села всех вообще заволжских катальщиков, приготовляющих шляпы и
валеную обувь, нередко зовут кантауровцами.) ушел на житье в Тверскую
сторону и там, где-то около Торжка, завел родимый свой заволжский промысел.
Сразу разбогател. Новые соседи стали у того кантауровца перенимать валеное
дело, до того и взяться за него не умели; разбогатели ли они, нет ли, но за
Волгой с той поры "шляпка" да "верховки" больше не валяют, потому что
спросу в Тверскую сторону вовсе не стало, а по другим местам шляпу
тверского либо ярославского образца ни за что на свете на голову не наденут
- смешно, дескать, и зазорно. С легкой руки кантауровца и другие
заволжане по чужим сторонам пошли счастья искать и развезли дедовский
промысел по дальним местам. Спросу на шляпу за Волгой оттого стало еще
меньше. А тут пароходы на Волге завелись, убили бурлачество, тогда и
бурлацкой шляпе пришел конец. А больше всего бед наделал картуз. Вышел он
на Русь из неметчины, да не из заморской, а из своей, из той, что лет сто
тому назад мы, сами не зная зачем, развели на лучших местах саратовского
Поволжья.
Дешевый картуз вытеснил более ценную стародавнюю шляпу, и
осталась она лишь праздничным убором молодежи, да еще степенные, седые
мужики пока еще не променяли дедовских шляп на нововводный картуз.

грешневик
Крестьянин в грешневике, конец 19 века

Русские шляпы разн. видов зовутся: кучерская или прямая, ровная; с подхватом; с переломом; шпилек простой или бурлацкая; шпилек московский; шпилек ровный; кашник; верховка; шляпок, ямская; поповская. Есть еще: срезок, похожая на верховку; буфетка, на подхватную и пр.


русские крестьяне1
русские крестьяне2
русские крестьяне3
русские крестьяне5
русские крестьяне7
русские крестьяне8
русские крестьяне9


promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 35
Buy for 30 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…