Я очень рекомендую посмотреть ролик, где максимально просто изложено, почему я считаю, что Усманов пытается ввести нас в заблуждение своими рассказами о своем бизнесе. Вот это все про «я никогда не участвовал в приватизации», про «покупал активы за миллиарды долларов», про «сотни миллионов долларов» уплаченных налогов.
Если коротко, то все неправда. Активы он приватизировал, платил за это по относительным меркам копейки, а «сотни миллионов долларов» налогов — это лишь небольшая часть того, что он на самом деле должен был заплатить.
А если не коротко, то читайте дальше. Я надеюсь, что мой ролик и этот текст внесут необходимую ясность в то, откуда у нас появился такой олигарх Усманов и как он стал одним из самых богатых людей планеты. Эту ясность давно пора внести, потому что «официальная» версия бизнес-биографии Усманова трещит по швам при ближайшем рассмотрении.
Часть 1. Как Усманов заработал свои первые деньги.
Если вы внимательно пересмотрите первый ролик Усманова , то вы обратите внимание, что когда Алишер Бурханович рассказывает про свой бизнес, он ссылается в основном на события последних лет 10. Ну, может быть мельком упоминает 2004 год. А так в основном относительно недавние события — как будто он бизнесом заниматься начал в середине 2000-х.
Прекрасный вопрос, который, я уверен, возник не только у меня — «а до этого что было, простите?»
Дело в том, что Алишер Бурханович рассказывает нам свою историю с середины. Делает он это очень зря, потому что в первых сериях было все самое интересное.
Но узнать, что было в начале очень непросто. Биографии и «истории успеха» Усманова, опубликованные множеством бизнес-изданий в России, вычищены до состояния блеска. Там нарисована идеальная картинка гениального инвестора, богатевшего в 90-е на всем, к чему он прикасается.
Официальная версия звучит следующим образом. Учился в Москве, вернулся в Ташкент, сел на 8 лет, освободился досрочно, был приглашен работать в Советский комитет защиты мира (конечно же, туда же набор исключительно из бывших зэков), потом первые попытки бизнеса — производство пакетов, импорт сигарет, ну а потом первое действительно серьезное дело — инвестиционная компания «Интерфин», где он торговал ценными бумагами. Ее будто бы создал благодаря партнерам, которые поверили в его талант и скинулись по 10 миллионов долларов.
Такая компания действительно была создана в 1995 году. Но Усманов вновь рассказывает лишь часть правды. А в том, что он не рассказал, кроется самое интересное.
У «Интерфина» был еще один учредитель. 40% инвестиционной компании «Интерфин» с момента основания принадлежало британской фирме, называется Middlesex Holding plc.
А что мы делаем, когда видим фирму зарегистрированную в Великобритании? Правильно, радуемся. Потому что юрисдикция прекрасная — каждый год нужно сдавать подробнейшую отчетность. Там и финансы, и сопроводительные комментарии о ходе дел.
ФЬК изучили более двух тысяч страниц ежегодных отчетов, протоколов и других документов, краткое содержание которых я вам сейчас расскажу. Очень краткое, поверьте на слово. У нас осталось столько материала, что про усмановские делишки хоть книги пиши.
15 октября 1993 года новым управляющим директором давно существующей английской фирмы Middlesex Holding становится некий иранец, уже ведущий бизнес в России. Вместе с собой он приводит группу «русских инвесторов», каждому из которых достается по 2 примерно процента акций.
И в этом списке мы видим нашего доброго знакомого — Алишера Бурхановича Усманова
Годовой отчет Middlesex Holdging Plc за 1993 год
На дворе 1993 год, напоминаю. Странно, конечно, но ладно, мы же пока не понимаем, чем эта фирма занимается и при чем тут Усманов.
Листаем календарь дальше, 1994 год — компания специализируется на торговле российской нефтью и углем, бизнес идет в гору. 1995 год — Россия и СНГ становятся главным фокусом компании, создается дочернее предприятие «Интерфин», о котором Алишер Усманов рассказывает в интервью, а сама британская контора впервые указывает своего главного поставщика — Оскольский Электрометаллургический Комбинат, сокращенно ОЭМК. Тот самый, про который Усманов рассказывает в своем видеоблоге.
Мiddlesex вместе с банком «Возрождение» и «МАПО-Банк» создают компанию «Иттерфин», зарегистрированную в Москве. Годовой отчет Middlesex Holdging Plc за 1994 год
В начале 1996 года Middlesex заключает с ОЭМК экспортный договор с прогнозируемым объемом торговли — 300 миллионов долларов. Годовой отчет Middlesex Holdging Plc за 1995 год
В 1996 году британцы покупают фирму-офшор, обладающую ЭКСКЛЮЗИВНЫМИ правами на экспорт и дистрибуцию железа прямого восстановления (его получают прямо из руды) Оскольского комбината. Покупают за вполне приличные деньги, почти 3 миллиона фунтов.
В августе 1995 Middlesex покупает офшор DRI, которому принадлежат эксклюзивные права на дистрибуцию железа прямого восстановления (кроме России). Промежуточный отчет Middlesex Holding plc за 1996 год.
Вам может показаться странным, с какой стати российское предприятие в 1996 будет продавать свою продукцию за границу через подставную офшорную контору? Да еще и на эксклюзивных правах.
Это перестанет вам казаться странным, когда я скажу, кто владелец этого офшора. Это Алишер Усманов. Он незадолго до этого зарегистрировал себе офшор, потом заключил эксклюзивный контракт на экспорт продукции ОЭМК, а потом НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ продал эту контору своим британским партнерам.
у контору своим британским партнерам.


То есть уже в 1996 году Усманов контролировал ОЭМК настолько, чтобы мочь заключить такой контракт и срубить денег на его переуступке, буквально из воздуха. В результате этой сделки, Усманов увеличил свою долю в британской компании еще на несколько процентов.
В 1997 году Усманова назначили вице-президентом Миддлсекса. Любопытно, что об этой должности Алишер Бурханович в интервью ничего не упоминает.

Компания перестала ограничиваться только торговлей продукцией ОЭМК. Начали скупать и сами предприятия. Прямая доля англичан в ОЭМК росла с каждым годом, в 1998 году им уже принадлежало 14.5% Оскольского Электрометаллургического Комбината. Покупали акции и Лебединского ГОКа — 2% в 1998 году.

Я напоминаю про существование дочерней российской конторы Интерфин. Она тоже полностью подконтрольна Усманову. Он и ее акционер, и директор с моменты создания. Интерфин тоже скупает акции ОЭМК и Лебединского ГОКа. Здесь отчеты не настолько подробные, но можно с достаточной уверенностью предположить, что в уже 1998 году весь этот конгломерат компаний Усманова контролировал более половины акций ОЭМК и минимум процентов 40 Лебединского Гока.

Но у кого же остальное?
Вы будете смеяться. Одновременно со всей этой историей Усманов приходит работать в Газпром. Уже в 1997 году он на позиции замглавы инвестиционной дочки Газпрома — Газпроминвестхолдинг. И он ПАРАЛЛЕЛЬНО покупает оставшиеся акции Лебгока и ОЭМК, но уже не на свои конторы, а для Газпрома.

Это какое-то невероятное растроение личности — Усманов покупает акции этих предприятий и через английский Миддлекс, который ему частично принадлежит, и через российский Интерфин, который ему частично принадлежит, и через Газпроминвест холдинг, которым он управляет.
Ну а дальше Алишер Бурханович решил, так сказать, избавиться от ненужных акционеров. А именно от английской конторы, которая хоть ему подконтрольна, но принадлежит ему не полностью. Но зачем тратить собственные деньги, чтобы выкупить их доли, если можно потратить деньги наши с вами? Он что, зря Газпроминвестхолдинг возглавляет? Под руководством Усманова Газпроминвестхолдинг в 2002 году создает дочернее предприятие на Британских Виргинских островах (Eastern European Income Fund — EEIF), которое покупает российский бизнес компании Миддлсекс за 23.5 миллиона долларов. 19.5 миллионов за 14.5% ОЭМК, 3 миллиона за акции Лебединского гока и еще 1 миллион долларов за тот самый офшор DRI, который Усманов продал англичанам в 1996 году.

Это очень важный момент, еще раз на нем подробно останавливаюсь.
Усманов возглавляет государственную компанию Газпроминвестхолдинг. Газпроминвестхолдинг на деньги российского бюджета покупает доли ОЭМК и Лебгока у британской компании, которая Усманову же и принадлежит.
В результате, все значимые доли Лебгока и ОЭМК оказывается только у Газпроминвестхолдинга, который Усманов воглавляет, и Интерфина, который принадлежит Усманову и его партнерам. Доли решают сложить в единую кубышку — компанию Газметалл. Суммарно там оказалось 80% Лебединского гока и 70% ОЭМК.
Я сейчас добавлю контекста и скажу. Я все еще описываю события 2002 года, а Усманов уже почти 10 лет скупает и консолидирует любыми способами акции этих двух сырьевых комбинатов. В знаменитом видеоролике, я напоминаю, он утверждает, что он «купил за 2.5 миллиарда франков в 2006 году».
А теперь двигаемся к самому интересному. Приватизации.
Часть 2. Как Усманов ПРИВАТИЗИРОВАЛ металлургические комбинаты.
«Ты врешь о том, что источник моего благосостояния — крупнейшие приватизационные сделки. Ты говоришь что я забрал, украл советские горно-обогатительные комбинаты. Аукционы залоговые кончились в 1995 году. Я никогда в них не участвовал, в последующих приватизационных сделках тоже…»
Поаплодируем искусству формулировки. Но, Алишер Бурханович, приватизация это не только залоговые аукционы. Усманов мне рекомендовал почитать книжки про земельный кодекс, а я ему рекомендую пролистать хотя бы словарик на букву П. Приватизация — это когда что-то, что принадлежало государству (полностью или частично), передается частному владельцу. Хоть на аукционе — залоговом или нет, хоть ваучерами, хоть в результате жульнической договоренности.
И в случае Усманова ровно это и произошло. В 2002 году Газпром НЕОЖИДАННО решает, что металлургические активы ему больше не нужны. Да-да, он только скупал вот доли у англичан в том же месяце, а потом передумал.
48-ми процентная доля Газпроминвестхолдинга (возглавляется Усмановым) в Газметалле продается второму акционеру, Интерфину, без аукциона или конкурса, за 72 миллиона долларов. Мало того, что это смехотворная сумма, так еще и в пересчете на одну акцию это дешевле, чем Усманов покупал эти же активы у своей британской фирмы.
Напишу еще раз очевидное. Когда у ГОСУДАРСТВЕННОГО Газпрома за копейки выкупаются в вашу пользу акции ОЭМК и Лебгока — это приватизация. Было государственное, стало усмановское, офшорное. А то, что компанию-продавца (Газпроминвестхолдинг) в тот момент возглавляет тоже Усманов, это просто гигантский многослойный конфликт интересов.
Ну так и самое интересное — вот сейчас вы все недоумеваете: а как же так у Усманова получилось годами обкрадывать Газпром и никто даже слова не сказал? А очень просто. Знаете, кто был председателем совета директоров Газпрома в то время? Может быть, уже сами догадались? А если нет, то встречайте — Дмитрий Анатольевич Медведев.

Community Info