guriny (guriny) wrote in uctopuockon_pyc,
guriny
guriny
uctopuockon_pyc

Уральский якорь.



   Есть в посёлке Кын Пермского края вот такой памятник "Уральскому якорю". Интересная штука этот "уральский якорь". Или лот. Опять же уральский. Иногда его называют то якорем, то лотом.

Владимир Валентинович Семёнов у памятника "уральскому якорю".Фото П.А. Исакова


       Что такое якорь? Это железная конструкция с остыми концами, кототорую кидают с борта корабля для того,   чтобы она воткнулась в дно и удерживала корабль на месте. А что такое лот? Это такой грузик на верёвочке, который опускают с борта корабля, чтобы узнать глубину моря. Узнать не мелко ли, не напорется ли корабль на подводные камни. 
       А что такое уральский якорь-лот?


Это такая довольно толстая железная пластина с шипами. Она тоже привязана на верёвке и её тоже скидывали с борта барок, сплавлявшихся по Чусовой. Только вот в дно она не втыкалась и глубину ею не меряли. Не втыкалась потому, что шипы у неё были не острые. А глубину уральским лотом не меряли, потому что некогда было этим заниматься. Да и река Чусовая довольно мелкая. А служил этот якорь в качестве замедлителя.
     Всем известно, что наши предки свозили произведённое на уральских заводах железо к пристаням на реке Чусовой. А оттуда  раз в год, весной, по большой воде отправлялись вниз до впадения Чусовой в Каму барки с железом. Барки - это такие большие и крепкие, но одноразовые кораблики. Их грузили железом и отправляли с пристаней по течению Чусовой. А когда они приплывали в Пермь, то там железо перегружали на другие барки, поменьше. А сами чусовские барки в Перми разбирали на дрова. Использовать их повторно не имело смысла. Вода уже спадала, река  мелела, и обратно в Чусовую их было уже не затащить. А использовать на Каме и других реках тоже было неудобно. Пароходов ведь ещё не было и таскать барки приходилось или лошадьми, или силой бурлаков. А для этого чусовские барки были тяжеловаты.

На фото Прокудина-Горского изображён берег Камы чуть ниже Перми. На переднем плане - чусовская барка, которую уже начали разбирать.


       И пока барки мчались по Чусовой, подгоняемые быстрым течением горной реки, их важно было не разбить о камни, которых на Чусовой было множество. Это грозило гибелью и людей, и груза. Поэтому необходимо было замедлить скорость хода барки. И тогда за борт скидывался вот такой якорь-замедлитель, якорь-тормоз. Он не врезался в грунт намертво с целью остановить корабль, а волочился по дну, цепляясь за неровности своими массивными шипами. И барка замедляла ход. И можно было без риска отвернуть судно от какого-нибудь страшного подводного камня. Сколько жизней наших предков спасли подобные железяки - трудно себе представить. Ведь сплав по Чусовой в то время был опасным делом. Поэтому-то и поставили в Кыну такой вот странный с виду памятник "уральскому якорю". А кто конкретно этот якорь придумал - теперь уже неизвестно. 
       Правда на памятнике якорь увеличен в несколько раз и немного приукрашен. В дейчтвительности  уральские якоря были вот такими. Длиной около метра и весом около ста пятидесяти килограммов. Наверное, верёвки довольно часто рвались и перетирались, якоря отрывались. И на дне Чусовой лежит довольно много подобных якорей. Их находят до сих пор.

     

А я подумал, что может быть, каменные якоря Усолья служили для той же цели - замедлять скорость хода барок или плотов. В усольских краях не было столько чугуна и железа, как у нас, поэтому там их делали из камня.

Subscribe
promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 36
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments