irina_co (irina_co) wrote in uctopuockon_pyc,
irina_co
irina_co
uctopuockon_pyc

Categories:

Святой Лука Крымский (ч.2)

Продолжение рассказа о  святителе Луке, начало здесь.


В начале Великого поста его отозвали о
братно в Туруханск. Доктор вернулся к работе в местной больнице, так как после его высылки она лишилась единственного хирурга, что вызвало ропот местного населения, поднялся настоящий народный бунт: это так возмутило крестьян, что они, вооружившись вилами, косами и топорами стали громить сельсовет и ГПУ.

6228489_original.jpg




'"В служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера "- слова Святого Луки.





До конца своей ссылки отец  Лука продолжал работу в больнице, оперировал, благословлял и совершал богослужения. Уполномоченный ОГПУ был вынужден держаться  с ним вежливо и не обращать внимания на совершаемое благословение пациентов. Отец  Лука никогда не отрекался от веры и не скрывал своего священного сана, несмотря на постоянные преследования со стороны властей.

В 1926 году отец  Лука был освобожден и вернулся в Ташкент.

Около трех лет он спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету,  профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.


Епископ Лука снова был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где он проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако  слова он не сдержал, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.


Снова его ждал путь  к месту назначения в ссылке в ужасающих условиях, после которого началась работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год. Спустя некоторое время у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на операцию в Ленинград, опухоль, к счастью, оказалась доброкачественной. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил твердым отказом.


Освобожденный в 1933 году, отец  Лука вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице, в воспоминаниях он признается, что работа в гнойном отделении так захватила его, что он «не мог от нее оторваться». Хотя в его душе постоянно шла внутренняя борьба: он очень хотел вернуться к активному служению и проповедничеству, которые ему пришлось на время оставить.

Много лет спустя отец  Лука скажет: «Хирургия – эта та песня, которую я не могу не петь». Именно в это время отцу  Луке удалось собрать большую часть материалов для  книги «Очерков г
нойной хирургии» -  единственное хирургическое отделение, где он смог на тот момент найти место, находилось в Андежане. Здесь он продолжал изучать движение гноя по человеческому телу и собирать материалы для будущей книги.  К сожалению, именно в Андежане,  в результате заражения тропической лихорадкой,  святитель частично потерял зрение -  он ослеп на один глаз.


В 1934 году,  наконец, был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы. В дальнейшем знания и методики, изложенные в этой книге, спасут многим жизни во время 2-ой Мировой войны. С момента издания книги к профессору приходит настоящая известность: он не только начинает заведовать кафедрой гнойной хирургии в Ташкенте, но даже получает возможность служить в церкви.


Кажется, жизнь только-только жизнь начала входить в спокойное русло, но в 1937 г. итоги всенародной переписи населения показали, что слишком большое количество граждан считают себя православными. Это стало поводом новых гонений на церковь. Жестокие репрессии (в народе  названные  "ежовщина"), учиненные Сталиным  не только против правых оппозиционеров и религиозных деятелей, но также и против коммунистических деятелей первой волны, заполнили миллионами людей концлагеря.
Святитель Лука (н
а тот момент ему было уже 60 лет!) вновь был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации.


Святитель 2 раза был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей, а во второй раз 18 суток, в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. Во время допросов и пыток силы отца  Луки истощились: уже не мог контролировать себя, постоянно видел и тактильно ощущал галлюцинации. Итогом нескольких конвеерных допросов и заключения стало то, что в 1940 году отец  Лука в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования.


Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война (1941 год) святитель Лука направил телеграмму председателю Президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину:


«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий … являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Вскоре он был назначен главным консультантом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. Сам он вспоминает свою работу в эвакогостпитале с большим теплом: «Раненные офицеры и солдаты очень любили меня, когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненные, некоторые из них…. неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами ... (которые отец  Лука спас от ампутации благодаря искусно проведенным операциям – прим. ред.)».


Во время пребывания в госпитале Святой  Лука,  как ссыльный,  жил в крошечной коморке под лестницей, а все свободное время посвящал новой редакции «Очерков гнойной хирургии»; он понимал, что ему не спасти всех, и практикующим медикам нужно руководство, при помощи которого они смогут проводить эффективные и удачные операции. Понятно, что издавать  книгу Святого Луки никто не спешил, ведь официально он был лишь ссыльным врачом.
Но помощь вскоре пришла: профессор Приоров обращает внимание на ссыльного хирурга и очень высокий процент выздоровевших пациентов в его госпитале и хлопочет о нем, в результате в 1944-1946 гг. в научных журналах начинают выходить его работы.


Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли (c 1944 г. Сталин разрешил открывать в стране новые храмы), отец  Лука приступил к возрождению религиозной жизни и очень много проповедовал. Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов (1944 г.), он поселился в этом городе и управлял епархией, в то же время работая над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности,  апологии христианства против научного атеизма. За это время здесь его стараниями открылось более 40  церквей.


В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке, его лечение раненных было приравнено к архиерейскому служению и отец  Лука был возведен в сан архиепископа. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».


Святой  Лука в архиерейском облачении:




Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».
Зная, что архиепископ везде и  всегда ходит в рясе, его не пригласили на торжественное вручение премии в Кремль, а вручили ее в частном порядке. Кстати сказать, опреции он проводил тоже в рясе, с   архиепископским крестом на шее, с иконами в операционной и горящмми лампадами.


В 1946 году отец  Лука был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. Сам он признавался в переписке, что «с его 11-летним анамнезом тюрем и ссылок, место ему только в захолустье». В 1946 г. святитель нашел Крым разрушенным, голодающим после оккупации. На своей кухне в коммунальной квартире (ему принадлежало 2 комнаты в квартире, где одновременно жили еще 3 семьи) ежедневно он кормит 20-30 человек, помогает ему в этом его племянница, которая станет его помощником до последних дней. Святитель служит каждый день в Свято-Троицком соборе: храм этот не был разрушен и не был осквернен.


Управляющий по религиозным делам Крыма был очень недоволен  активной проповеднической деятельностью святителя: на него постоянно писались жалобы, святителю объясняли, что проповедовать нужно только по праздникам, а не каждый день. В общем, пребывание в Симферополе было скорее похоже на очередную  ссылку. В это время из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами, он также читал лекции студентам-медикам.


По молитвам Cвятого  Луки в Крыму произошло множество чудесных исцелений.


В 1956 году отец Лука полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей. Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, епископ Лука умер 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.


В конце жизни отец  Лука полностью ослеп, но продолжал совершать богослужения:




Святитель Лука был реабилитирован в апреле 2000 года.

Украинская православная церковь причислила архиепископа Луку к лику святых 22 ноября
1995 года. В августе 2000 года он был канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.


Патриарх Кирилл у мощей святителя Луки в Троицком соборе Симферополя:


В 1996 году были обретены нетленные мощи святого Луки и вскоре они были перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор в Симферополе. Сегодня, как и раньше, мощи находятся в Свято-Троицком соборе.

Д
ень памяти Святого  Луки празднуется 29 мая.


Как добраться до собора и музея?


  • Если вы приехали на железнодорожный вокзал, то далее пересядьте на маршрутку или троллейбус в сторону центра.

  • Езжайте  до остановки «Площадь Ленина». Выйдя на пятой остановке, перейдите по переходу до торгового центра «Ассорти». Вам необходимо обойти его с левой стороны. За этим зданием вы увидите купола Свято-Троицкого собора. Он находится в 100 м -150 м  вниз по улице Одесской. Точный адрес: ул. Одесская д. 12.





В Москве, в галерее знаменитых хирургов Института Скорой Помощи имени Склифосовского,  находится бюст профессора Войно-Ясенецкого (создан в 1947 г.):



Tags: Крым, Русская Православная Церковь, Церковь, исторические личности, история России, история СССР, мощи, репрессии в СССР, святые
Subscribe
promo uctopuockon_pyc ноябрь 17, 2016 11:36 35
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments