?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ – ОДИН ПЕРЕД МИРОМ
aminora wrote in uctopuockon_pyc


Блез Паскаль (1623-1662)- выдающейся ученный Франции, человек трагической судьбы, гений человеческой мысли, который добровольно отказался от званий, почестей и славы и стал отшельником. Его судьба – трагичнее судьбы других одержимых, непокоренных, непримиримых, таких как он.

[Spoiler (click to open)]Паскаль один на один без оружия стоял перед этим грозным миром, который смеялся над ним, дразнил, крутил у виска свой палец и спрашивал: «ну, что, чья взяла?» Он стоял перед бездной, в которой копошились люди-тени. Блез долго всматривался в этот ад, не понимая, что с ним происходит, где он, зачем он здесь и что делают эти тени. Лишь набравшись мужества, сделавши глубокий вдох, перекрестившись – прыгнул в эту, клубившуюся дымом, бездну: будь, что будет!

Паскаль кричал этому миру, что мир не нормальный, он не соответствует Божественному началу и что в нем столько зла, неправды и фальши, которых хватит на сотню подобных миров. Он протестовал, писал свои, порой парадоксальные «Мысли», доказывал, убеждал, что мир наш плох и человеку в нем не комфортно; что человек несовершенный и жизнь его ничтожно коротка. Но бунтаря никто не слышал, вернее, не хотел слышать, потому что так было легче и проще. Блез всеми силами хотел быть услышанным, понятым, желал сказать людям правду, как он сильно их любит, как дорожит ими, какие они прекрасные и добрые, а люди отворачивались от него, затыкали пальцами уши, закрывали глаза, опускали головы и прытью убегали прочь.

У французского мыслителя Сен-Бёва есть фантастическая сцена похорон Мишель Монтеня, которого и любил и критиковал Паскаль. За гробом шли гении французской культуры – Буало, Вольтер, Дидро, Жан Жак Руссо, Виктор Гюго и Мопассан. Шли, молча, размышляя каждый о своем, лишь один Паскаль плакал. Нам трудно представить его в таком виде, ведь этот уникум никогда не плакал. Он, терпеливо и молча, переносил все муки жизни. Но этот его плач был никому не слышным. Это был внутренний, метафизический плач человека. Плач был без стонов и слез, потому другим казался - тяжелейшим. Наверное, поэтому многие мировые мыслители, похожие на него, не только кажутся счастливыми, а создают видимость спокойствия, мудрости и тишины.

В первой части своих «Мыслей» Паскаль хочет понять, что значит человек, не познавший Бога? Он не может смириться с тем, что в мире есть армия безбожников, лютых атеистов, способных по малейшему поводу вцепится в него. Это был не праздный вопрос, речь шла о вере и безверье, правде и лжи, жизни и смерти, чести и достоинстве человека, о самопознании. «Познаем самих себя, - говорит он, - пусть при этом мы не обретем истину, зато, хотя бы наведем порядок в собственной жизни, а для нас это дело насущное» [1]. (Мысли, стр.35).

Мы понимаем его, одинокого мученика, узника совести и великого сына Франции. Нам дорога его боль, тревога и отчаяние, нам жаль его молодой рано угасшей жизни. «Я не знаю, кто вверг меня в наш мир, ни что такое наш мир, ни что такое я сам; обреченный на жесточайшее неведение, я не знаю, что такое мое тело, мои чувства, моя душа, не знаю даже, что такое та часть моего существа, которая сейчас облекает мои мысли в слова, рассуждает обо всем мироздании и о самой себе, и точно так же не способна познать самое себя, как и все мироздание. Я вижу сомкнувшиеся вокруг меня наводящие ужас пространства Вселенной, понимаю, что заключен в каком-то глухом закоулке этих необозримых пространств, но не могу уразуметь, ни почему нахожусь именно здесь, а не в каком-нибудь другом месте, ни почему столько-то, а не столько-то быстротекущих лет дано мне жить в вечности, что предшествовала моему появлению на свет и будет длиться, когда меня не станет. Куда ни взгляну, я вижу только бесконечность, я заключен в ней, подобно атому, подобно тени, которой суждено через мгновение безвозвратно исчезнуть: Твердо знаю я лишь одно — что очень скоро умру, но именно эта неминуемая смерть мне более всего непостижима.

И как я не знаю, откуда пришел, так не знаю, куда иду, знаю только, что за пределами земной жизни, меня ждет либо вековечное небытие, либо длань разгневанного Господа, но какому из этих уделов я обречен, мне никогда не узнать. Таково мое положение в мироздании, столь же неопределенное, сколь неустойчивое. И вот мой вывод: ни в коем случае не следует убивать время на попытки разгадать уготованный людям жребий. Может быть, я и рассеял бы хоть отчасти свои сомнения, но не желаю тратить на это силы, шага лишнего не сделаю, чтобы найти ответ; обливая презрением людей, которые бьются над разгадкой, — поскольку любая разгадка опять-таки ввергнет в отчаянье и нисколько не потешит тщеславие, — я хочу безбоязненно, очертя голову идти навстречу великому событию, безвольно устремляться к смерти в полном неведении грядущего своего вековечного удела. Кто пожелает быть на дружеской ноге с человеком, способным так рассуждать? Изберет его в наперсники, расскажет ему о своих делах, изольет все горести? И вообще, в каких жизненных обстоятельствах может быть потребен такой человек?» [2]. ( Мысли, стр. 145-146).

Таков Паскаль, французский математик, механик, физик, литератор и философ, классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счетной техники, автор основного закона гидростатики. Это был человек, познавший радость жизни и ее другую сторону. Мы не станем пересказывать его автобиографию, личную и общественную жизнь, путь к славе, почестям и дорогу в келью. Для этого есть две замечательных книги Бориса Тарасова - «Паскаль», М. ЖЗЛ, 1979 . и «Мыслящий тростник», М. Языки Славянской Культуры, 2004. В них о Паскале сказано почти все, это энциклопедия его жизни и смерти.

Нас интересует несколько иное, личность мятущегося человека и его книги. Паскаль пришел в мир тогда, когда его современники поверили силе человеческого разума, что он всесильный и всемогущий. Когда Декарт, Локк, Гоббс, Спиноза и другие светочи европейской науки выводили из разума таинственный свет, причем такой интересный, что человечество застыло в немом молчании, ожидая, чем все это закончится. Ученые твердили о силе разума, его непревзойденной мощи и большом будущем человечества. Лишь один Паскаль стоял перед бездной и хотел понять ее. Бездна подчинилась воину, она открыла ему свои секреты и предупредила, что от хитрости разума – рационализации, развития науки и техники, атеизма, в мир придет беда. Человечество потеряет покой и станет несчастным. Мир познает много горя. Действительно, привычная жизнь Паскаля скоро закончится, ухудшается состояние здоровья, теряется интерес к самой жизни.

Врачи предлагают ему уменьшить умственную нагрузку. Однако Паскаль все еще держится, он бывает в обществе, завязывает дружеские отношения с другими светилами науки и культуры. Весной 1652 года в Малом Люксембургском дворце, у герцогини д’Эгийон он демонстрирует свою арифметическую машину и ставит физические опыты. Машина Паскаля вызвала интерес у шведской королевы Кристины. По просьбе аббата Бурдело, учёный преподнёс ей один экземпляр своего изобретения. В этот период у Паскаля начинает пропадать интерес к науке, славе и под влиянием учения янсенистов он отказывается от шума света и другой мишуры. Он приходит к выводу, что от научно-технического прогресса люди потеряют честь и совесть, забудут дорогу к правде, утратят человечность, не будут знать, что значит помочь другому, что такое христианская мораль, и кто такой Иисус Христос. И что вещизм, жадность, богатство, ненасытные аппетиты, затмят разум большинству из нас, и вылечить их от этих бед будет невозможно. Смысл человеческой жизни уйдет от их сознания, как уходит день, уступая ночи. Великий ученый Франции, достигший мировой славы, решил разобраться со своими мыслями, чувствами, наконец, жизнью и лишь для того, чтобы найти свое место в мире.

Соратники о нем скажут, что, к чему бы ни прикасался разум этого человека, везде он делал открытия, везде подтверждал свою гениальность и выходил победителем. Ему было присущее умение проникать в сущность самих вещей, отличать главное, от второстепенного, делать открытия из ничего. Это слова его современников. Он был таким человеком, что на ровном месте мог выдумать что-то такое, что потрясало своей новизной и выдумкой. Мозг его работал безотказно, как вычислительная машина, создана им. Достаточно сказать, что Паскаль заложил основы гидростатистики, создал гидравлический пресс, сконструировал альтиметр, определяющий массу воздуха; разработал машину для прокладки дорог, совершил открытия в математике, других точных науках. Хотя, позднее он скажет о математике, что эта наука – бесполезная, и со временем потеряет интерес к науке.

Паскаль понял, что философия и богословие стали для него наиболее близкими, родными науками. Его увлекли раздумья, мысли о жизни и смерти, добре и зле, месте человека в мире, продолжении жизни после смерти. Решая эти вопросы, Паскаль бросил все свои занятия наукой, отказался от светской жизни, махнул рукой на друзей и удалился в монастырь Пор-Рояль, в котором была послушницей его сестра. Он углубился в мудрость: изучил учения стоиков и скептиков, которые, то возвышали человеческий разум, то высмеивали его. Они критически относились к вере, не воспринимали Бога, Иисуса Христа. Паскаль не стал с ними спорить, сказал лишь одно, что время их безвозвратно прошло, а их учения - бесполезные.


Монастырь Пор-Рояль

Полная статья ***БЛЕЗ ПАСКАЛЬ – ОДИН ПЕРЕД МИРОМ. СЕРГЕЙ ЦЕЛУХ.***
http://www.lomonosov.org/article/blez_poskal_celuh.htm

Buy for 20 tokens
На просторах инстаграма столкнулась с прекрасным. И спешу поделиться весенней легкостью и теплом. https://instagram.com/jesuso_ortiz?igshid=1hyvchvijbxff

  • 1
Громаднейшая просьба прятать пост под кат

Хорошо, непременно.)))

  • 1