goldpekary (goldpekary) wrote in uctopuockon_pyc,
goldpekary
goldpekary
uctopuockon_pyc

Categories:

Наградной знак Юго-Восточного фронта, 1918-1920 гг.

В этих ваших интернетах с некоторых пор прочно прописался Наградной знак Юго-Восточного фронта, 1918-1920 гг., он же Знак красных командиров Юго-Восточного фронта, 1918-1920 гг. КрасавчеГ, не правда ли:

Хотя к нумизматике и бонистике он прямого отношения не имеет, но как мог такой предмет остаться незамеченным? Конечно я его заметил. А как нас учит семья и школа (ну в моё время, задолго до ЕГЭ, ещё учили) - любая вещь самоценна не сама по себе, но стоящей за ней историей. Пошёл искать ту историю. Нет, меня ни разу не смутило то, что экспонат зроблен заведомо на коленке и после этого даже не обработан напильником. Кстати, хорошо что не обработан. Иначе, по нашей народной традиции, получился бы банальный автомат Калашникова. Времена тогда, особенно на Юго-Восточном фронте, были тяжёлые. Что мешало красному командиру заказать пару десятков наградных знаков у кустаря-одиночки с блошиного рынку, что б не мараться с бюрократией и не ждать обозов. Боевой дух в бойцах надо поддерживать здесь и сейчас, а вовремя вручённая награда бывает весьма кстати. Это ещё сам Суворов, Александр Васильевич понимал. Недаром в благодарной памяти народной до сих пор жива легенда: "Сам же полководец, никогда не забывавший о простом солдате, отмечал доблесть своих чудо-богатырей собственными наградами. Он обращал часть своих весьма скромных средств в серебряные рубли и награждал ими героев сражений. Превыше любой царской милости ценили солдаты эти скромные награды. Краеведы города Измаила восстановили страницы биографии русского воина Леонтия Беспалова, который во время Русско-турецкой войны 1787-1791 годов отличился при штурме Измаила. Из уст его праправнука они услышали семейное предание о том, что Суворов лично наградил храброго солдата серебряным рублем за захват вражеского знамени..." Причём эта легенда как бЭ логически вырастает из более ранней: "Однажды, он <Суворов, Александр Васильевич> нёс караульную службу в Петергофе. Стоял на посту у дворца Монплезир. Мимо проходила императрица Елизавета Петровна. Суворов так старательно и так ловко отдал честь царице, что та решила уточнить, как его зовут. Узнав, что он сын генерал-аншефа Василия Ивановича Суворова, который был ей хорошо известен, она вынула серебряный рубль и хотела дать его молодому гвардейцу. Но… Но гвардеец Суворов отказался взять царицын рубль, и заявил, что караульный устав запрещает брать часовому деньги. «Молодец, – сказала государыня – знаешь службу! Я положу рубль здесь, на земле – прибавила она – как сменишься, так возьми его». Елизавета Петровна потрепала служивого по щеке и оставила монету у его ног. Вот с какой приятной награды началась воинская карьера великого полководца.  Этот серебряный рубль-крестовик, подаренный императрицей Елизаветой, дочерью Петра Великого, Александр Васильевич Суворов хранил всю свою жизнь как самую драгоценную реликвию." Согласно легенде рубль был не абы какой, а типа этого:

Картинка кликабельна
Они чеканились разными годами. Какого года чеканки был тот самый легендарный рубль, я никаких сведений не нашёл. Да, по покупательной способности этот рубль не чета сегодняшнему. Это РУБЛЬ какой надо РУБЛЬ!
В поисках концов оказалось, что наш прибамбас вполне себе объективен. А как и положено представителю объективной реальности, пилюёт и на нас и на наше мнение об нём с высокой колокольни. То есть прекрасно объективно существует в диапазоне от 3500 до 4500 полноценных российских рублей. Нет, не тех Елизаветинских серебряных, а сегодняшних медно-никелевых:
Существует объективная история продаж и всё такое прочее. А если внимательно присмотреться, то видно, что и сами знаки разные - имеет место ещё и история копирования/подделки.
Результаты поисков, увы, небогаты от слова "ваще". Каких то официальных, похожих на официальные, легенд и мифов в конце концов, в Сети нет. Но есть такие ребята, которые озаботились вопросом раньше меня. Из них самым убедительным показался мне Kulikov1914:
По интернету давно гуляет фотография этого "редчайшего знака". Даже на Пикабу есть несколько постов с этим знаком (баянометр покажет). Обычно, эту поделку подписывают как "знак красного командира Юго-Восточного фронта" , а в комментариях обычно начинаются пересуды про свастику в РККА, про славянские символы... Единственное чего в обсуждениях чаще всего нет - это фейковость знака. Откуда он появился, почему по интернету гуляет фотография только этого знака (он же не в единственном экземпляре был сделан), почему нет на фотографиях награжденных?

Обычно выдвигают две версии:
1) Знак был (шеврон же есть со свастикой), а потом все знаки уничтожали, переплавляли...
2) Знак настоящий, но не утверждался официально, а мог быть заказан у частного мастера

Давайте попробуем разобраться. Для начала посмотрим сам знак:






Версия 1.
Если бы знак был учрежден официально, то сохранился бы приказ. По шеврону почему-то все сохранилось, а знак слишком секретный был? Опять же, нету ни указа об учреждении знака , нет фотографий награжденных, не сохранилось и не было найдено поисковиками ни самого знака ни даже его частей. Странновато не правда ли? Веди даже по таким нечастым знаку "Честному воину Карельского фронта" и ордену «Красное Знамя» Азербайджанской ССР (21 награждение) все данные есть. Известны и награжденные и сами знаки, а со знаком краскома со свастикой - голяк...

Версия 2. То, что вторая версия не состоятельна опровергает сам знак, а точнее его клейма(про поддельность клейм я молчу). На знаке есть клеймо "ВХТМ" - Высшие (Государственные) художественно-технические мастерские. Собственно говоря все - версия с частным заказом развалилась сама собой.

Да, еще про клейма - на лицевой стороне знаков клейма не ставились. И вообще их на знаке многовато.


Так откуда взялся этот знак? То что такого знака не было ни официально, ни частным заказом мы уже разобрались. В правом нижнем углу на первой фотографии в посте можно рассмотреть ник продавца с аукциона "Молоток" . Продавца звали talnah84 и торговал он - фантазийными знаками Российской империи и РСФСР - СССР. Вот еще несколько "шедевров" , которыми он торговал . Что сразу бросается в глаза :
1) все звезды на знаках - одинаковые
2) венки тоже как родные братья, хоть и есть пара разновидностей, но все равно повторяются
3) беспорядочное клеймение





Что имеем в итоге?
Мастера, который клепал фантазийные знаки. Знак со свастикой, видимо, был сделан под вдохновением и по мотивам реально существовавшего шеврона. Думал ли сам мастер, что его подделка обретет такую популярность в сети?

Если разбор понравился, то могу еще написать одну из версий (на мой взгляд довольно обоснованную и вероятную) появления свастики на российских банкнотах.
∽≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼≍∽≍∼
А вот "писать одну из версий (на мой взгляд довольно обоснованную и вероятную) появления свастики на российских банкнотах", при всём моём самом позитивном отношении к уважаемому автору, не стоит. По этому вопросу все сюда:
Subscribe
promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 35
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments