blog_10101 wrote in uctopuockon_pyc

Category:

про голод.

фото с сайта  https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?paginate_page=3&page=3&query=%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4&index=10
фото с сайта https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?paginate_page=3&page=3&query=%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4&index=10


из журнала corporatelie:

о достоверности данных о жертвах голодных годов в Российской Империи.

Вопрос то очень важный. Он по сути системный. У нас на выбор в истории было три государства -РИ, СССР и РФ. Чтобы понять отчего и почему обязательно нужно их сравнивать, ИМХО. Ведь характернейшей чертой российского общества является его разобщенность. Достаточно зайти в одиозную блогосферу или на какой-нибудь оper.ru чтобы понять, что гражданская война отчасти продолжаются в виртуале. А с прошествием времени появляются даже отрицатели Холокоста.

В современном потоке информации, особенно в интернете, запутаться и принять за истину ложь ну очень легко. По большей части благодаря тому, что участник споров а) Интернет дискуссии используют, зачастую, чтобы бороться с комплексами,- цинизм, хамство и желание показать ничтожность собеседника превалируют над поисками истины.
б) Второй очень важный момент,- не умение фильтровать информацию, как следствие, это приводит к чудовищно низкому качеству материалов, которые спорящие стороны приводят в доказательство своей позиции.

Вечное противоборство "красных" и "белых" в интернете зачастую носит исключительно эмоциональный характер,- минимум достоверных данных, ссылки на сомнительные статьи в лучшем случае, завяления анекдотического характера в худшем).

Меня всегда поражала индоктринированная безапелляционность многих участников “холиваров”,- люди впадали в эмоции и переходили на личности, цепляясь к мелочам и тенденциозно передергивали, уходя от темы все дальше в обидные(и бессмысленные) перебранки.
А в результате я натыкался на откровенно сфабрикованную информацию как у современных монархистов(условно), так и “коммунистов”(условно). А все ее воспринимали как “чистую монету”, надменно друг над другом доминируя, мол вот у вас мозги промыты, вы живете в мирке, созданным для вас масс-медиа, верите в стереотипы, а я то Мухина/ Платонова читал)))

Было бы здорово если ЛЮБОЙ цифирьный тезис по голоду каждая из сторон крайне подробно освещала,- откуда инфа с конкретной ссылкой на источник. Ссылки и статьи из блогов(если только там нет подробной историографии вопроса) и априори ангажированные сайты типо www.duel.ru www.delostalina.ru www.patrotica.ru, cайты черносотенцев и пр. не катят по одной простой причине,- уж очень липовая там инфа зачастую попадается. Установленный факт.
Причем каждая сторона говорит о промытых наивных мозгах оппонирующего лагеря, жидомасонском заговоре, агентах влияния и критинизме послушного большинства. А истина как всегда даже не посередине, а под Свияжском.

Материал в виртуальных баталиях продолжающейся Гражданской войны дается без ссылок на конкретные источники. Итого,- объективной ценности от таких "научных" выводов ноль целых . Повторюсь,-первый закон любого серьезного, пускай и любительского, исследования- информация(данные, цифры, цитаты) должна содержать ссылку на серьезный первоисточник. Иначе она не имеет никакой ценности А то получается пересказ бабушкиных сплетен из ЖЖ.

Все еще больше озлобляются, а правды и пусть даже относительной объективности как не было, так и нет.
Ладно, хватит лирики, просто наболело.

Итак. Голод в России.

Итак, что мы знаем точно.
В РИ голод был, это бесспорно. Да и вообще в РИ жилось трудно. Но вот о том, что называлось, cобственно, голодом в поздней Российской Империи у большинства очень общие и зачастую ходульные представления. О масштабах, причинах и реакции правительства тех лет в современном рунете инофрмация настолько противоречивая, что аж дурно делается.

Для ясности выводов и систематизации результатов, считаю, что по каждому зафиксированному голоду в РИ для адекватной оценки трагедии стоить определить :

1.Масштабы каждого голода
2. Причины
3.Реакция властей

Недурно потом было бы сравнить голодные годы как в СССР, так и в РИ исходя из критериев приведенных выше.

И после окончания беседы, когда наберется определенное кол-во фактов, подтвержденных документами, банально составить схему того что у нас получилось. В результате все будет относительно четко структурировано.

Для начала, разберемся с дефинициями.
Абсолютный голод — иначе называется дефицитным и характеризуется недостатком или полным отсутствием минимального количества продуктов питания, необходимого для поддержания жизни организма
Относительный голод — иначе называется скрытым (или недостаточным) и характеризуется хроническим потреблением некачественных продуктов питания с низким содержанием питательных элементов и витаминов, необходимых для поддержания активной жизнедеятельности организма, что вызывает многочисленные заболевания и снижает среднюю продолжительность жизни.

В России, после 1892 года, до 1917 года были случаи именно относительного "голода", не повлекающего за собой массовых голодных смертей.

Разница между этими двумя видами голода системообразующая и заключающаяся в грандиозных демографических потерях в случаях абсолютных голодовок. Ибо во время абсолютного голода умирает очень много людей.

Примеры относительного голода- Франция в 60-е годы, Германия в 40-50-е, Англия в начале XIX века, Российская империя в начале XX века.

Примеры абсолютного голода,- Царь Голод 1892 года, "Черная зима" в Германии 1916 года, Поволжье 1922 года, 1933 год, Картофельный голод в Ирландии, нынешней голод в Восточном Конго, Чаде. С массовыми голодными смертями. Непосредственно от нехватки пищи.

Есть серьезная академическая наука. Она, безусловно, ангажирована, иногда там проскальзывают тенденциозно подобранные данные, иногда откровенная фальсификация, но тем не менее добросовестные исследования на интересующую нас тему есть и были.

Ни Урланис, ни Рашин, ни Ковальченко, ни Анфимов никаких данных о массовых смертях в начале века непосредственно от голода(!) не приводят. Нету в серьезной исторической науке(как зарубежной, так и отечественной) данных подтверждающих липу о “миллионов умирающих, каждые два года” . А то, что в Империи для кого-то было плохо и  часто не справедливо,- это и так понятно, я с этим и не спорю.
Вопрос в том, почему относительные голодовки начала века сменились абсолютным голодом 30-х и возвысили СССР к плеяде африканских рекордов по количеству умерших непосредственно от нехватки пищи. Вот это системная разница, которую многие склонны просто не замечать, почему-то воспринимая констатацию простого факта,- В Российской Империи 1890-1917гг. не умирало миллионов человек от нехватки пищи, как апологию царизма, при котором и продолжительность жизни маленькая, и детская смертность огромная и пр.

Давайте начнем с приснопамятного “царь- голода” 1891-1892 и далее. Кто какие цифры жертв встречал?
Вот что мне удалось найти и вспомнить.
Я не в восторге от царской России, но тут по ходу имеет место быть суровый сдвиг понятий, намеренная фальсификация и откровенная ложь. Об этом позже.

Интересная штука, я уже третий день лопачу нет на предмет этих цифирь и все больше озадачиваюсь. Везде курсируют и перетираются две-три статьи, признаюсь, крайне спорного содержания . Усе. Особенно в блогах и левых сайтах. На nameof Russia активно оперируют этими же данными, причем со священным пылом и уверенностью. Без ссылок на источники))). Без какого бы то ни было сопоставления и анализа цифр с демографической статистикой на тот период. Зато с четким идеологическим поыслом. Многие “победно” аппелируют к одной статье, но никто почему то не заострил внимания на КРАЙНЕ интересные данные, которые в этих статьях приводятся.

Там есть  цифры, которые нуждаются в верификации, ибо ну уж очень много товарищей щеголяет этими выкладками, громя ненавистный царизм, будто бы есть какая то научная монография, полняящаяся ссылками на госархивы, которая бы их содержала.
А ссылок на источники то нет. Нет даже на труды советских историков. Ни одной монографии. И даже на современных историков ccылок нет. Вообще. Есть ссылки на некие “доклады царю”, повторюсь,- без ссылок(!) на архивы .
Вот самое одиозное место-
В двадцатом же веке особенно выделялись массовым голодом 1901, 1905, 1906, 1907, 1908, 1911 и 1913 годы, когда от голода и сопутствующих голоду болезней погибли миллионы(?) жителей Российской По данным доклада царю за 1892 год: “Только от недорода потери составили до двух миллионов православных душ”
По данным доклада за 1901 год: “В зиму 1900-1901 гг. голодало 42 миллиона человек, умерло же их них 2 миллиона 813 тыс. православных душ
Из доклада уже Столыпина в 1911 году: "Голодало 32 миллиона, потери 1 млн. 613 тыс. человек".

Но вот ссылок на источники в этой статье нету. Встает вопрос,- откуда вообще взялись такие цифры, откуда взялась эта статья и откуда вообще взялись эти “всеподданейшие доклады, тем более, с такой точной статистикой(до десятков тысяч)? Меня это как-то слегка покоробило. Просто споры о жертвах идут давно, тому виной достаточно архаичная статистика Российской империи, но тут данные приведены с невероятной точностью и до тысяч умерших. 2 миллиона 813, 1 млн. 613 тыс...
Ни слова о таких количественных потерях нет ни в одной монографии, которую на эту тему мне пришлось в годы обучения на истфаке читать.

В тоже время отечественная блогосфера буквально пестрит этой статистикой. Яркий пример —      http://aleks1958.livejournal.com/104590.html

Эта статья ну очень часто попадается в интернете.
Я решил своими силами попытаться верифицировать эти данные.
Статья, которую приводит автор, опубликована в Общественно-политической интернет-газете «СКУНС-ИНФО» http://www.skuns.info/print.php?type=stats&id=236 . от
30.10.2007, при более тщательном поиске нашелся первоисточник- некий И. Козленко, г. Киров, газета “Большивистская правда” http://marxdisk.narod.ru/blagos.htm)
Ни там, ни там авторы не потрудились привести какие бы то ни было ссылки на исcледования или архивы. Ясное дело публицистика, причем с достаточно ангажированных сайтов. Но проблема в том, что этими данными оперируют на полном серьезе множество народу.
Любопытный момент-
Я перерыл пол-инета в поисках этих самых всподданейших докладов 1892 года, 1901 и 1911 года. Так вот, нету их нигде в сети.
Эти “доклады” не имеют ссылок на госархив и фонд.. Ни в одном копипасте статьи. Дальше больше.

Обратимся же к профессиональным исследованиям на тему.
Они есть.
Историография вопроса(очень неполная, прошу всех кто что либо читал на тему поделиться информацией)
1. Даже в труде 1923 года академика-демографа C.А. Новосельского(C.А.Новосельский Влияние войны на естественное движение населения c.117 . Труды Комиссии по обследованию санитарных последствий войны, 1914-1920 гг. М.1923) уже советской поры, когда РИ откровенно не жаловали, приводятся данные о жертвах голода 1892 года в разы меньше.- 350(!) тыc.(И где 2 миллиона 813 тысяч православных душ из энигматичного “доклада царю”? Просто если бы в СССР были известны подобные исполинские цифры, то они просто обязаны были появиться в монографиях того времени. Тем не менее в последствии, “аграрники” совесткой историографии -ни тот же Ковальченко, ни уже фигурирующий здесь Анфимов подобных цифр не приводят. В научном обороте исторической науки CCCР этих цифр нет. Подчеркиваю,-есть другие )

2.Данные статистики , расположенные на сайте Индианского университета(http://www.iupui.edu/~histwhs/h699....manitChrono.htm)опять существенно меньше.500,000 die-( американцы помогали голодающим в 1891-1892г.) [/color]

3. В труде американского историка Ричарда Роббинса 1975 года (Famine in Russia. 1891-1892 данные опять другие и опять существенно меньше.- 350 тыс. Robbins, R. G. 1975.Famine in Russia. 1891-1892. New York; London:ColumbiaUniversity Press.

4.Голландский историк Майкл Эллман,профессор экономики Амстердамского университета, Нидерланды- в сравнении с голодом 1947 года тоже приводит данные, основанные на труде Новосельцева - “Избыточная смертность в 1892 г. составила около 400 тыс.”
М. Эллман Голод 1947 г. в СССР// Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 10. М., 2005.

Любопытный штрих относительно якобы "миллионных" голодовок начала XX века,- царский министр А.С. Ермолов, в 1892-1905гг. возглавлявший Министерство земледелия Российской Империи, позднее руководитель Центрального комитета по оказанию врачебно-продовольственной помощи населению в работе «Наши неурожаи и продовольственный вопрос» писал:

...согласно сообщениям всех опрошенных мною земских деятелей, представителей Красного Креста, членов местной врачебной администрации — если уже не верить чинам администрации общей — ни одного случая смерти непосредственно от голода, от полного отсутствия всякой пищи, не говоря уже про случаи самоубийств или убийств детей из-за голода, не было констатировано ни разу и нигде. Все такого рода случаи, о которых сообщалось в газетах — всегда очень глухо, без точного указания места, селений и без обозначения имён лиц, якобы умерших от голода или прибегнувших к самоубийству или убийству детей — расследовались на местах, насколько это было возможно при неопределённости указаний, и нигде не подтверждались.

Еще один момент,- такие баснословные демографические потери для 1900-1917 гг. ВООБЩЕ никак не отразились на статистике смертности после 1892 года. Они дали бы очевидную отрицательную динамику и свидетельствовали бы о вымирании населения.

Достаточно проанализировать демографическую статистику для первой половины XX века и заметить крайне показательный момент для по настоящему "миллионных" по количеству жертв советских голодоморов,- 1921-22, 1931-33, 1946-48гг.- полное прекращение роста населения страны, а затем и уход показателей роста в минус + резкое падение показателей ожидаемой продолжительности жизни.


promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 35
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded