selena_mars wrote in uctopuockon_pyc

Categories:

Воздушные шары адмирала Иессена

Они не смогли внести перелом в ход Русско-японской войны

Фото (libmir.com): Подъём аэростата на крейсере «Русь»
Фото (libmir.com): Подъём аэростата на крейсере «Русь»

30 ноября 1918 года в Петрограде скончался бывший командующий  эскадрой Тихоокеанского флота Карл Иессен, один из пионеров  отечественной корабельной аэронавтики, на деле реализовавший новаторскую  идею строительства и эксплуатации так называемых воздухоплавательных  кораблей. «Что за бред?» вправе спросить технически  подкованный читатель, и вопрос этот будет звучать резонно. Ведь и запрос  «корабельная аэронавтика», вбитый в поисковик любого браузера, покажет  красноречивый ноль…

Фото (static.auction.ru)
Фото (static.auction.ru)

Уронил престиж империи

Карл Петрович, родившийся в 1852 году в состоятельной рижской семье, в  детстве и юности получил блестящее образование: Морское училище  (мичман), Минный и Артиллерийский офицерские классы (лейтенант). В 1886  году на клипере «Стрелок» участвовал в заграничном плавании. Через три  года его карьера продолжилась в условиях, близких к тепличным: минный  офицер береговой обороны, завхоз на пароходике «Рыбка». Неизвестно за  что удостоился ордена Святой Анны 3-й степени и членства в свите его  императорского величества. Статус этот обязывал его выполнять особые  поручения императора, сопровождать иностранных монархов и делегации, а  также предоставлял права на свободный проход в императорский дворец и  подачу рапортов самодержцу.

В дворцовых хитросплетениях капитан 1-го ранга не запутался, а явно  преуспел: в феврале 1901 года, будучи назначенным командиром крейсера  «Громобой», его отправили с дипломатической миссией в далёкую Австралию.  Повод — торжественная церемония открытия австралийского федерального  парламента.

Протокольно-торжественная часть визита прошла успешно — вместе с  командами пришедших на праздник кораблей из Германии, США и Нидерландов  экипаж «Громобоя» участвовал в ежедневных артиллерийских салютах и  бесчисленных официальных приёмах. Не ударил в грязь лицом и Карл  Петрович, организовавший на борту вверенного ему крейсера шикарный  званый обед на 500 персон. Всё это — «бочка мёда».

Что касается «ложки дёгтя», то, уделив всё внимание парадной стороне  визита, капитан крейсера, как это ныне говорят, подзапустил  политико-воспитательную работу, в результате чего за время стоянки в  портах Мельбурна и Сиднея с «Громобоя» сбежали 47 моряков. Беглецы  стремились попасть на местные золотые прииски, соблазнённые надеждой на  быстрое обогащение и, как писал в своём донесении Иессен, «легчайшую там  наживу». Получился международный конфуз: местная полиция вылавливала  беглецов в саванне, но всех выловить так и не смогли — 11 матросов  растворились в ней бесследно.

Оргвыводы, сделанные Николаем II по результатам столь скандального  визита, последовали незамедлительно: Иессена повысили до звания  контр-адмирала — но при этом «сослали» на Дальний Восток начальником  Отдельного отряда крейсеров Тихоокеанской эскадры.

Первое и последнее боевое крещение в своей карьере новоиспечённый  адмирал принял 14 августа 1904 года в знаменитом бою в Корейском  проливе, когда крейсеры «Рюрик», «Россия» и «Громобой» сразились с  японской эскадрой в ходе Русско-японской войны. Подробности этого  жестокого сражения, завершившегося нашим отступлением, описаны в  подробностях и многократно, и на них останавливаться нет нужды. Важно  другое: героем этой морской битвы Иессен не стал. Более того, именно на  «Громобое», на котором он непосредственно находился, оказалось  наибольшим число потерь. Если на «России» — 48 убитых и умерших от ран  при 165 раненых, то на «Громобое» — 91 убитый и умерший от ран при 182  раненых. В чём причина? Никогда ранее не нюхавший пороху Иессен,  формально выполняя требование корабельного устава, в начале боя вывел на  верхнюю палубу всю прислугу малокалиберных орудий — хотя в сражении она  почти не участвовала. Но вся как один полегла. И в бою этом так и не  помогли контр-адмиралу его воздушные шары…

Фото (fastpic.ru): Подъём аэростата во Владивостокском порту, 1905 г.
Фото (fastpic.ru): Подъём аэростата во Владивостокском порту, 1905 г.

Как моряки по воздуху летали

Изобретателем корабельного воздухоплавания был не Карл Петрович, а  морской инженер капитан Фёдор Постников. Идея проста: искать минные  заграждения противника с воздуха. Но именно Иессен стал ярым поборником  этой задумки, и именно он внедрял её в жизнь. Первым, но не единственным  в этом плане стал воздухоплавательный крейсер «Русь».

До Русско-японской войны Морское ведомство не планировало оборудовать  порт Владивосток воздухоплавательным парком — однако начавшиеся военные  действия показали ошибочность такого решения. В условиях интенсивных  японских перевозок на материк бездействие владивостокских крейсеров было  недопустимо, и Иессен решил использовать воздушные шары. Он запросил у  руководства о «присылке во Владивосток двух малых воздушных шаров с  подъёмной силой 2-х человек» и распорядился «построить аэростат во  Владивостоке в трёхнедельный срок». Приглашённому Постникову и его  команде удалось построить три сферических аэростата. Первый из них  поднялся в небо 14 мая 1904 года.

Любопытно, но шарам присваивали собственные имена. Так, первый шар  назвали «Надеждой». Два других аэростата — «Ястреб» и «Чайка» (а к весне  1905 года во Владивосток прибыли также воздушные шары, заказанные  Иессеном ранее). Они неоднократно поднимались с кораблей охраны порта  для поиска японских минных заграждений. Весной 1904 года для этой цели  использовался воздушный шар, поднятый над буксирным пароходом «Диомид», в  августе 1904 года для поиска мин этот же аэростат буксировался  транспортом «Уссури».

Трудностей оказалось немало. Так, для установки оборудования для  подъёма воздушных шаров требовалось переделать корабельные конструкции,  да и сам их запуск — дело хлопотное: аэростаты наполнялись газом на  берегу и доставлялись на транспорты гребными шлюпками или паровыми  катерами. Кроме того, бороться с сильным ветром экипажи аэростатов не  смогли бы. Так, 9 июня 1905 года мичман Николай Еудим совершал  разведывательный полёт на шаре «Ястреб» — и его ветром отнесло к  корейской границе. Незадачливого аэронавта пришлось экстренно спасать.  Неоднократно обрывались и пеньковые тросы. Также в существенную проблему  перерос поиск способа связи воздушного шара с кораблём: проводились  эксперименты с телефоном, флагами, флажковым семафором, горнами,  мегафонами и спускаемыми по тросу пеналами с сообщениями — но надёжной  связи добиться так и не удалось.

«Громобой» и «Россия» в ходе совместных рейдов находили в основном не  мины, а небольшие японские шхуны — и их уничтожали. А вот поиск мин  успехом не увенчался. Искали и днём, и ночью — с прожектором. Результаты  первого боевого применения аэростата в крейсерской операции в открытом  море признаны неоднозначными. С одной стороны, поднятый на высоту 300  метров аэростат давал обзор в 31 милю, но с другой — создавал  затруднения для самого крейсера и повседневной деятельности экипажа.

Как бы там ни было, вывод очевиден: воздушные шары адмирала Иессена,  призванные помочь нам выиграть Русско-японскую войну, своей  вспомогательной боевой задачи в целом не выполнили. Может быть, Карлу  Петровичу просто банально не хватило времени на технические доработки  проекта? А может, эта идея в целом была изначально технически обречена  по причине своей сказочности? Ведь сроду такого не было, чтоб моряки по  воздуху летали. На эти вопросы ответил специалист в области радиофизики  Денис Коровецкий, аспирант МГУ имени Невельского:

— Применение аэростатов в качестве средств разведки всегда сильно  ограничено погодными условиями, и тут уже дело случая, будет ли  возможность применить по назначению такой летательный аппарат. Поднимая  его в воздух, вы на десятки миль вокруг выдаёте свою позицию противнику.  Кроме того, совершенствовать свои воздушные шары адмиралу Иессену  мешала географическая оторванность от центра, приведшая к недостаточной  технической оснащённости его детища. Идею сложно считать прорывом в  области средств военной морской разведки — но и однозначно технически  тупиковой тоже считать нельзя.

После неудачного исхода битвы в Корейском проливе Карл Петрович уйдёт  на понижение — в подчинение командующему Отдельным отрядом судов для  обороны Уссурийского края. В 1906 году он получит выговор по результатам  инспекторского смотра. А уже через месяц в чине вице-адмирала будет  отправлен в отставку «по болезни с мундиром и пенсией». Свой последний  приют он найдёт на Смоленском лютеранском кладбище Петрограда.

Геннадий ОБУХОВ

http://dvvedomosti.com/2019/11/28/%d0%b2%d0%be%d0%b7%d0%b4%d1%83%d1%88%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d1%88%d0%b0%d1%80%d1%8b-%d0%b0%d0%b4%d0%bc%d0%b8%d1%80%d0%b0%d0%bb%d0%b0-%d0%b8%d0%b5%d1%81%d1%81%d0%b5%d0%bd%d0%b0/

promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 35
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded