imperium_ross (imperium_ross) wrote in uctopuockon_pyc,
imperium_ross
imperium_ross
uctopuockon_pyc

Categories:

Донское казачество. Порядки в Донском войске в старину


Ю.Коссак "Донские казаки", 1877г

Войско Донское существовало самостоятельно никому не подчиняясь, около 200 лет. Казаки завели у себя такие порядки, которые делали их всех равными и свободными. Сообща чинили казаки суд и расправу, сообща вершили всякое общественное дело. Ни от какого государства они не зависели; никаких чиновников, кроме своих выборных атаманов и старшин, над собой не признавали. Управлял ими "войсковой круг" и выбранный кругом "войсковой атаман". Атаман во всем давал отчёт перед кругом и без круга не мог предпринять самостоятельно ни одного важного дела.

В войсковой круг для решения дел собирались казаки со всего войска. В кругу были все равны. Дела на обсуждение предлагал кругу обыкновенно войсковой атаман. Но и всякий из простых казаков мог предложить на обсуждение какое-нибудь дело. и оно также рассматривалось кругом, как и предложенное атаманом. И войсковой атаман и простой казак имели в кругу по одному голосу; и при решении дела голос простого казака и голос войскового атамана были равны. В кругу решались все важные дела войска: поход, набег, объявление войны, заключение мира; в кругу же выбирались и войсковые атаманы.

Атаман выбирался только на год. После года службы атаман являлся в круг и поклонившись на все четыре стороны, складывал знаки своей власти. П осле этого он становился обыкновенным казаком, а круг выбирал нового начальника. Атаман был "прямой начальник казаков во дни мира и брани". Он принимал послов, вел с ними переговоры, но об этих переговорах докладывал войсковому кругу. По казачьим делам на нем лежала обязанность мирить ссорящихся, защищать обиженных, наблюдать за исполнением приговоров войскового круга.
Но предпринять что-нибудь новое, например, отменить какой-нибудь старый порядок или завести новый, заключить союз с кем-нибудь или мир с врагом, атаман не имел права без решение круга.
Таким образом атаман был лишь исполнительной властью, т.е. он исполнял лишь решение круга; а законодательную власть, т.е. право распоряжаться в делах имел только "войсковой круг" - общее народное собрание всех казаков.


В.В.Мазуровский «Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 г.», 1912 г

Такой же порядок был и в управлении отдельных казачьих городков и станиц. Всё зависело от воли всего общества. Но "без столба и забор не стоит, без перевясла и веник рассыпается", говорили казаки и потому, для уряду и распоряжения общественными делами, они избирали из среды своей атамана и есаула. Атаман был главное лицо, есаул же его помощник. Атаман, хотя "напереди стоял, уряд держал", но был вполне ответственным перед обществом.

За оплошность и нанесение вреда общественному делу, он мог быть подвергнут суду, как всякий другой гражданин. Все общественные дела станицы решались в станичном кругу. Круг же судил казаков и налагал наказание на виновных. В станичном кругу, как и в войсковом, каждый казак мог принимать участие и имел право голоса. Такие порядки делали казаков равными и их жизнь братской. Донской историк Сухоруков рассказывает о жизни казаков следующее: "Набьёт ли кто дичины или наловит рыбы - всё делили по равной части, не заботясь о будущем.
Общества их разделялись по "сумам": человек по десяти, по двадцати имели всё общее". Казаки строго соблюдали равенство в своём обществе. Был, например такой случай. Посол Нащокин привёз от царя подарки казакам. В Москве рассуждали по-своему, что если у казаков есть атаманы и прославившееся и уважаемые за свои подвиги казаки, то дескать и подарки назначить кому лучше, кому похуже. И назначили "лучшим атаманам по лучшему сукну. иным по среднему, а остальным всем сукна расловские (простые)".


Б.П.Виллевальде. «Переправа 51-го Донского казачьего полка через реку Тирсу в 1849 году», 1851г

Казаки отвечали послу: "у нас больших нет никого, все мы равны. Мы сами разделим на всё войско, по чему достанется". Такое равенство и свобода во всех общественных делах делали жизнь в донском войске привольную. Это заставляло казаков любить свой тихий Дон и не жалеть своих голов за него борьбе с врагами. А врагов у них в ту пору было много. Из Азова грозили им турки, с Крыма через степи делали набеги татары, с Кубани приходили татарские и черкесские орды.
От всех этих врагов отбивались казаки и часто сами переходили в наступление. Они то ходят на Азов, то пробравшись на лодках в Черное море, нападают на побережные турецкие города и селения, то через Волгу перебираются на Каспийское море и "добывают зипуны" во владениях персидского шаха, то перекидываются вверх по Волге и идут "тряхнуть Москвой".
Около двухсот лет донские казаки ведут войны самостоятельно. И за это время войско донское не только не ослабело, но ещё и выросло и усилилось. Произошло это оттого, что к ним постоянно подходили свежие силы (беглые) из московского государства.

Источник мой канал Авва Градский:
https://zen.yandex.ru/media/id/5c6cd1f5ec6b2300b24ae126/donskoe-kazachestvo-poriadki-v-donskom-voiske-v-starinu-5df8363532335400ae27ceb1
https://imperium-ross.livejournal.com/

IMPERIUM_ROSS

Subscribe
promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 36
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment