project_ancient (project_ancient) wrote in uctopuockon_pyc,
project_ancient
project_ancient
uctopuockon_pyc

Category:

Древности Российской империи. Тверская и Ярославская губернии. Часть 2


0.Заголовок.png

Каменные истуканы более известные как каменные бабы весьма распространённые на юге России стояли и в верховьях Волги. Одна из них в виде большой копны из ноздреватого серого камня располагалась рядом с курганами в Горбищевском урочище, около села Ильинскаго (ныне Ильинское-Хованское Ивановской об-сти). По одним сведениям баба была закопана по приказу местного помещика, по другим в 1819 году бывшим церковным старостою Китаевым целиком (не разбитая) употреблена под фундамент церкви Харалампия Никомидийского. Существование этой каменной бабы подтверждал и автор "Путеводителя по Ярославской губернии" Ф. Я. Никольский. В селе Кой Кашинского уезда Тверской губернии стояли аж две каменные бабы. О них писал председатель тверской губернской учёной архивной комиссии А. К. Жизневский известному исследователю Ярославской губернии А. А. Титову - На предложенный Вами вопрос спешу ответить. Действительно, в селе Кой Кашинского уезда, в 10 верстах от станции Родионово Рыбинско-Бологовской железной дороги, принадлежавшем в прежнее время помещикам Пономаревым, находятся на торговой площади у крыльца, кажется, больницы, две каменные бабы, такие же, какие встречаются на юге России, в Новороссийском крае. Они от тяжести немного осели в землю и наклонились. По словам местного помещика и настоящего владельца означенной площади, А. Н. Пономарева, эти бабы привезены его дедом с юга России. Я сам видел эти бабы. Вот все, что могу сообщить о них.
В своей книге "Пешком по Тверской области" известный краевед Ю.М.Смирнов упомянул о легендах в которых говорится о существовании в давние времена около Вышнего Волочка змей на четырех лапах. О них свидетельствуют русские и арабские летописи, где пишется о больших черных змеях “сидящих друг на друге”. Волхвы якобы содержали этих вроде как безобидных, но противных на вид существ в своих жилищах. Существование "ходячих" змей подтверждаются нумизматикой и археологическими находками. Известны монеты Тверских князей с выбитым на них драконом и "зверьком" с обращенной назад головой, раскрытым ртом и поднятым кверху хвостом" которого большинство нумизматов признают за дракона. В одном из курганов Бежецкого уезда были откопаны фигурки змей с большой головой и ногами. О них есть упоминание в книге Плетнева "Об остатках древности и старины в Тверской губернии": Три из них украшены так называемыми „перевитыми змеями“, а на двух — дракон изображен с ногами. Не такой ли "ручной и пешеходный" гад запечатлён на фреске одного из древнейших сохранившихся храмов России - Церкви Святого Георгия, находящийся на территории Староладожской крепости. На ней царевна ведёт змия на пояске-поводке, словно выгуливая его как любимую собаку. Рядом на коне Св Георгий, но всадник не поражает змия, как это бывает обычно, он лишь сопровождает, как бы контролируя его действия. Возможно в глубоководном озере Бросно дожил до наших дней потомок одного такого дракона - змея. По рассказам местных жителей уже не одно столетие в глубинах озера обитает таинственное существо с длинной шеей и хвостом. Причём таинственный монстр проявляет неожиданную патриотичность: в 13 веке потрепал монголо-татар которые с коней пересели на плоты и лодки и решили поплавать по озеру, а во время Великой Отечественной войны с большим удовольствием сожрал сбитый "Мессершмитт" вместе с немецким пилотом.
В Углич на берегу реки Волги стоит церковь Димитрия на крови в которой хранится старинный колокол с удивительной и интересной судьбой. 15-го мая 1591 года в час после обеденного сна колокол имел неосторожность усилиями соборного сторожа Максима Кузнецова и священника Федота по прозванию Огурец подать голос извещая горожан об убийстве царевича Дмитрия. Собравшаяся на звон толпа совершила самосуд над предполагаемыми убийцами младшего сына Ивана Грозного. Прибывший из Москвы расследовать происшествие Василий Шуйский был суров. По его приказу многим "смутьянам" были вырезаны языки, 60 семей было сослано в Сибирь, а около 200 человек расстались с жизнью. Понёс кару и провинившийся колокол. Сначала он был сброшен со Спасской колокольни, затем ему вырвали язык и отбили ухо на котором был изображён крест. В заключении колокол был прилюдно наказан "за доносъ" двенадцатью ударами плетей. С первой партией ссыльных колокол отбыл из Углича в Тобольск. Прибыв в 1593 году в Тобольск он был отдан церкви Спаса Преображения, с назначением — быть набатным, потом его перевезли на Софийскую соборную колокольню определив его часобитным. Затем, спустя некоторое время, заместили в ряд зазвонных. Наконец, в 1836 году его сняли с соборной колокольни и повесили при архиерейской Крестовой церкви, сделав его при этой церкви - благовестным. Целью последнего перемещения было желание властей показать, если потребуется, эту историческую достопримечательность наследнику престола Александру Николаевичу. Будущий Император Всероссийский Александр II должен был посетить Тобольск в 1837 году в ходе своего большого путешествие по России. Жители Углича предприняли две попытки возвратить кололокол на родину. Первая инициированная в 1849 году братьями Серебренниковы и учителем Фёдором Кисселем не увенчалась успехом. В 1888 году по инициативе купца и краеведа Леонида Соловьёва была предпринята вторая попытка, которая завершилась удачей. В связи с приближающимся 300-летием ссылки в 1892 году Александр III дал высочайшее разрешение на амнистию колокола. 20 мая в 11 часов ночи пароход с колоколом подошел к пристани Углича. На берегу встречать изгнанника собралась масса народа во главе с администрацией и духовенством. После завершения молебна колокол на особых носилках покрытых красным сукном был перенесён в собор. Там он простоял совсем недолго. После окончания реставрации дворца царевича Дмитрия он был перемещён в открытый при дворце музей исторических редкостей став одним из первых экспонатов.

Малоизученным памятником седой старины Верхней Волги являются кресты - сделанные из камня либо выбитые на камнях. Самый древний из них это Стерженский четвероконечный крест высеченный из цельной глыбы красноватого песчаника: вес 57 пудов (ок 933 кг), высота 2 арш. 5 верш (ок 1,6 м), ширина или длина поперечины 1 арш. 13 верш (ок 1,3 м), ширина нижней оконечности 3 четверти аршина (ок 53 см), ширина верхней оконечности 7 верш (ок 31 см), ширина левой оконечности поперечины 8 верш (ок 35 см), а правой 7 верш (ок 31 см) толщина в средине 5 1/2 верш (ок 23 см); верхние концы креста заострены. Предполагается, что он был поставлен как напоминание о проделанной работе по улучшению водного торгового пути между городами верховьев Волги и Новгородом, о чем нам и говорит надпись выбитая на кресте - 6641 месяца Июля 14 день почах рыти реку сю яз Иванко Павловиць и крест сь поставих. По утверждению местных старожилов изначально крест стоял на круглой насыпной горе (Стерженское городище) которая находилась при впадении реки Волги в озеро Стерж. В 19 веке был перемещен на кладбище Стерженской - Петропавловской церкви местным помещиком Обернибесовым и поставлен на могилу его предка, Афанасия Афанасьевича Обернибесова. Впервые был исследован д. чл. Тверского статистического комитета Успенским, а затем и описан в его труде "Исторические заметки об Осташковском уезде". Помещик Виктор Александрович Обернибесов сочувствуя цели учреждения Тверского музея, уступил ему означенный древний памятник. Вскоре крест был доставлен в Тверь в полной сохранности несмотря на многие затруднения. С 5 февраля 1879 года он находится в Тверском государственном краеведческом музее. Второй каменный памятник возможно так же связанный с торговыми водными путями Новгорода - Лопастицкий или Витбинский крест. Как и предыдущий он изготовлен из красноватого песчаника. Высота креста 135,6 см, размах лопастей – 106,7 см, толщина – около 26 см, в нижней части имеется шип предназначенный для установки креста в подпятный камень. На обеих его сторонах высечены небольшие знаки - два четырехконечных креста, дуга, буква Т с прибавкой к поперечной черте буквы С и перевернутой омега. В современной литературе можно найти информацию, что некоторые из выбитых знаков якобы имеют отношение к князьям Владимиро-Суздальской Руси. Данный каменный крест, аналогично Стерженскому, по всей вероятности, поставлен был при начале работ по углублению и расширению водных путей: прорытию канала (пролива) соединяющего озеро Лопастицы с озером Витбино или углубления его. Такое мнение подкрепляется тождественностью местностей, где находились означенные два памятника: как тот, так и другой находились на Волжском водяном пути. Есть и другая версия. В давние времена здесь пролегала Литовская дорога, и возможно Лопастицкий крест является родственником каменным крыжам (крестам) Великого княжества Литовского. Похожие кресты были установлены на бродах реки Двины по приказу великого князя литовского Витовта, и может быть в одном из своих походов на Новгород князь дал указание поставить и этот крест. В селе Пречисто-Каменка (Кувшиновский р-н) и прилегающих землях в 19 веке стояло 11 каменных крестов. Их описал во время поездки по Новоторжскому уезду председатель тверской губернской учёной архивной комиссии Жизневский. Я видел четыре таких четырехконечных креста, один в церковной ограде, другой за селом, на дороге к деревне Козловой, третий направо от этой дороги, в поле (по направлению к р. Каменке), и четвертый на так называемой сопке. Каменные кресты, величиною около аршина (ок 0.7м), толщиною более 6-ти вершков (ок 27 см) высечены из красного гранита. На них имеется изображение восьмиконечного креста. К означенным крестам, с давнего времени, в праздник Преполовение совершается крестный ход. Об этих крестах сохранились различные предания. Одно предание говорит, что царь Иван Васильевич Грозный, намереваясь построить здесь город, поставил 12-ть каменных крестов, доныне существующих, для означения мест, на которых предполагалось построить храмы. В наше время древних крестов из камня по некоторым источникам на Тверской земле осталось всего 23 штуки (15 в музеях и 8 разбросаны по полям и деревням)



Из крестов выбитых на камнях самыми любопытными будут посошковые, трёхконечные кресты известные как Тау-кресты. Данные кресты до революции довольно часто можно было лицезреть на надгробных плитах старых или заброшенных кладбищ. Такие надгробья с характерным рельефом в виде Т-креста встречаются лишь на землях когда-то входивших в состав Великого княжества Тверского. Пока известно лишь об одном таком памятнике за пределами территории Тверского княжества - белокаменном надгробии из Ферапонтова монастыря. Посему погребальные памятники с посошковым крестом можно считать специфическими и характерными только для Тверского княжества. До сих пор остаётся загадкой как египетский или антониев крест находившийся в употреблении в ранние века христианства появился только в Твери и только на могильных плитах. К сожалению до нашего времени сохранилось лишь небольшое количество редких надгробий с тау-крестами находящихся в весьма плачевном состоянии. Виной всему безразличное, а порой и варварское отношение к данным памятникам старины начатое еще в дореволюционное время. Например известный Старицкий краевед Крылов (1865-1918) в своей книге "Старица и ее достопримечательности" писал следующее: При постройке подвала для винного склада были обнаружены надгробные плиты с посошными крестами; такие плиты попадаются и выше, к дому Копьева, где в канаве и до сих пор находится. При Старицком Успенском монастыре древнего кладбища не сохранилось; но оно несомненно было, что подтверждается попадающимися в каменной выстилке дорожек плитами с изображением посошных (трехконечных) крестов, ранее очевидно бывших при погребениях.

О самой Старице нужно сказать тоже пару слов. Этот город очень любил Иван Грозный называя его "любим - город". В нём он долго жил в 1579—1581 годах во время войны со Стефаном Баторием. Главной достопримечательностью небольшого города являются образованные в результате выемки камня заломы, они же Старицкие катакомбы или пещеры. Естественно-искусственные подземные образования раскинулись по обоим берегам Волги на протяжении около 35 км: от села Молокова, кончая деревней Свистуново. В них добывали камень двух видов - известняк и опока (старицкий мрамор). Из старицкого известняка построены многие здания мирского и церковного назначения Верхнего Поволжья. При Годунове местный камень использовали на постройку Смоленского Кремля, а в 19-ом веке много камня было вывезено в Петербург, для облицовки строящихся храмов. Предположительно, старицкие каменоломни представляли единую систему с подземными ходами Старицкого Свято-Успенского монастыря и с ними связаны различные слухи и легенды. Если верить им, то получается в пещерах и катакомбах спрятано много чего ценного: казна и сокровища старицких князей, церковные святыни и даже часть библиотеки царя Ивана Грозного. По мнению местных историков и краеведов последнее утверждение очень даже имеет право на жизнь. Поскольку, как писалось выше Иван IV долгое время проводил в Старице он мог взять некоторые книги с собой в любимый город. Это косвенно подтверждается перепиской Грозного с опальным князем Курбским бежавшим в Литву. В письмах царь часто использовал довольно длинные цитаты с трудов древних и античных авторов. Феноменальной памятью Грозный скорей всего не обладал, а вот найти нужную информацию в книгах, которые всегда были под рукой - запросто.

Ещё одной частью давнего наследия Тверского края и Ярославщины являются камни издревле почитаемые людьми. В языческие времена валунам причудливых форм и расцветки приписывались различные чудесные свойства, им поклонялись и молились. С приходом христианство большая часть культовых камней ушло в небытиё. Но некоторые были не забыты и по-прежнему остались почитаемы наравне с другими христианскими святынями.
Следовики - среди культовых камней Верхней Волги наиболее многочисленные и распространённые, но распределены неравномерно. Если на Тверской земле их очень много, то на Ярославщине встречаются единичные экземпляры. Своё название получили за рисунок конечностей (стопы или ладони человека) на своей поверхности. Такие камни сейчас можно встретить близ деревни Ново, в урочище Деревяжиха, на реке Улейма рядом со старинной дорогой из Углича в Ростов, недалеко от деревни Яковлевское и других местах. О Федоринский камне-следовике (камне св. Феодоры) на берегу речки Соги, в километре от деревни Яковлевское Пошехонского района Ярославской области немного подробнее. Своё название валун розового цвета неопределенной формы получил из-за пяти углублений оставленных якобы Преподобной Феодорой Александрийской, которая во сне явилась одному местному жителю. Проснувшись, он лицезрел на прежде гладком валуне углубления, где его касались голова, руки и колени святой. В старые времена камень пользовался большим уважением в округе: к нему приходят богомольцы за несколько десятков верст. Ежегодно в день памяти святой 11 сентября (по старому календарю и 24 сентября по новому) сюда приходили жители окрестных селений и, желая получить исцеление от болезней, вешали на дерево одежду, украшения и кресты, а воду, собиравшуюся в «следе», использовали в лечебных целях. Длина камня 1 м 90 см, ширина в самой узкой части камня составляет 1 м 20 см. Высота выступающей над землей части от 20 до 50 см. По длине камень расположен с запада на восток. Нижняя, зауженная часть камня направлена в сторону реки Соги (на юг). Поверхность камня очень неровная и содержит много углублений разных по размерам и форме. На верхней более широкой (северной) стороне камня расположены четыре углубления правильной круглой формы (чашки), накрытые плоскими камнями. Углубления располагаются в порядке убывания диаметров от востока к западу. Самое большое углубление имеет диаметр 16 см. На расстоянии 30 см от него расположено углубление диаметром 10 см. Западнее, через 33 см находится самое маленькое углубление диаметром 3 см. Глубина чашек тоже различна: 10, 5-6 и 2-3 см соответственно. Можно сделать вывод, что размер каждой последующей чашки в 2 раза меньше предыдущей. На боковых сторонах камня также имеются углубления диаметром от 3 до 7 см. Всего на камне 12 круглых углублений. Кроме них на юго-западной стороне камня расположены два углубления треугольной формы - предположительно для колен молящегося.

Камень связанный с почитанием культа птиц и с выбитым изображением птичьей лапки находился в бывшей Петуховой слободе, что в Угличе. По преданию когда городу угрожала опасность в полночь на нём появлялся петух и начинал кукарекать извещая жителей об надвигающейся беде. Сам камень представлял собой красновато-бурый валун размером 8×4 аршин (5,7×2,8 м) с плоским, немного наклонённым верхом, на котором имелся рисунок четырехпалой птичьей лапки. Увидеть его можно было еще в начале 30-х годов прошлого века рядом с церковью Николы. Впоследствии он был расколот на сотни частей которые использовали для замощения городских улиц. Еще один большой петухов камень массой около 25 тонн лежит в окрестностях Углича, на берегу ручья Кека. К сожалению сам камень есть, а вот след большой петушиной лапы в пределах 35-40 сантиметров практически не сохранился и на поверхности камня очень слабо различим. Местные жители частенько разжигали костры на камне и в результате перепадов температуры верхний слой гранитного валуна начал трескаться и крошится постепенно стирая след. Так просуществовав не один век отпечаток лапы петуха был утрачен став всего лишь легендой.

В центре Ярославского края расположен известный издревле крупный валун - Тихонов камень. В далёкие времена меря использовали камень во время совершения языческих обрядов. С приходом христианства культовый камень финно - угорского племени был забыт на несколько веков. Второе рождение камень приобрёл в конце XVII в. Местный житель Киприан Бовин собирая в лесу грибы набрел на большой камень на котором лежала икона с изображением семи ликов угодников божьих. Святыню он забрал к себе домой, а через некоторое время он передал её в Николомолокшинский храм. Чуть позднее Киприан рядом с камнем возвёл небольшую часовню-келью. На камне отшельник были вырубил изображение пяти крестов: три креста в высокой части и ещё два - на противоположной, почти плоской поверхности камня. До 1831 года ежегодно 16 июня, в день святого Тихона от Николомокшинского храма, к месту обретения иконы при большом стечении народа совершался крестный ход. Посетивший в 1883 году "Тихонову пустынь" протоиерей К. М. Ярославский описывает культовый валун так: ... при выходе из кельи, в правой стороне от неё, почти прямо от входа, бросается в глаза громадный камень-дресвяник, имеющий около 4-х аршин (3.8 м) длины, 3-х (2.1 м) ширины и 2-х (1.4) вышины. Правда местные крестьяне говорили Ярославскому, что камень был гораздо выше и попасть на вех валуна можно было только по лестнице. В наше время он тоже не забыт. Это хорошо видно по оставленным бумажным иконкам, разноцветным лентам повязанных на деревьях рядом с камнем и остаткам свечей.

Во второй половине 19-го века стараниями Павла Арсеньевича Путятинина на границе Тверской и Новгородской губерний был найден камень дотируемый глубокой древностью с выбитыми на поверхности лунками и неглубокими точками. Известный французкий астроном Камиль Фламмарион изучив слепок углублений присланный Путяниным в Париж сделал вывод, что древний народ живший у озера Бологое в VI—IV тысячелетием до н.э довольно внимательно наблюдали за ночным небом и обладали некоторыми познаньями в астрологии. Предположительно на валуне выбиты созвездия Большой Медведицы, гончих Псов, Волопаса и Дракона. Похожий камень, правда имеющий только одно углубление в форме чаши лежал у села Рясны, недалеко от реки Тьмы, на возвышенности называемой городище. По рассказам местных жителей из этой чашки имели обыкновение есть разбойники, когда-то укрывающиеся здесь, и что от камня до кургана, находящегося на другом берегу реки, был подземный ход. В середине прошлого века этнограф Евгений Иванович Якушкин в своих "Молитвах и заговорах в Пошехонского уезда" описал чашечный камень обнаруженный недалеко от Пошехонье "валун находится около села Федоринского - в нескольких верстах от Пошехонья. Камень около аршина вышины; в нем 5 ямок, в которых скопляется дождевая вода; воде этой приписывают чудесную целительную силу... Камень этот пользуется большим почетом в Пошехонском уезде: к нему приходят богомольцы за несколько десятков верст"

Недалеко от озера Неро, в окрестностях трех деревень носящих старинные мерянские названия Угодичи, Воробылово и Тряслово лежат два крупных камня, называемых в народе Синими. Трясловский или Велесов валун находится в густых зарослях, рядом с деревней давшей ему название - Тряслово. Камень имеет клинообразную форму, на верхней части валуна имеется небольшая площадка с лунками (возможно искуственного происхождения) воду из которых местное население считает целебной. Небольшое описание Трясловского камня имеется в труде археолога, этнографа Андрея Александровича Титова - "Ростовский уезд Ярославской губернии" .... Велесовым он называется потому что, согласно преданию, на нём стоял идол Велес, до времени перенесения его в Чудский конец г. Ростова. В настоящее время этот камень находится недалеко от дер. Тряслова, на пути к так называемой "Безъимянной пустоши". Он лежит на линии от Авраамиева монастыря к церкви с. Скнятинова и имеет в длину 4 (2,84 м), в ширину 2 (1,42 м), а в вышину от поверхности земли 2,5 аршина (1,77 м) . По данным взятых из интернета в наше время габариты камня несколько уменьшились: длина в основании 2.5 метра, высота чуть меньше 1,5 метра.

Несколько камней несущих изображение петроглифов или неких непонятных символов и знаков в 19 веке находилось в Тверской губернии. Около 1880 года вблизи деревни Замошья был найден камень с высеченными на нём знаками на подобии кочережек, вил, костылей с крюками наверху, трезубцев и серпов. Подобные знаки были изображены на знаменах (своеобразный аналог тамги) 17-го века: мордовских старшин Казанской губернии и остяков Березовскаго и Сургутского уездов. Два огромных валуна с надписями лежали около кургана или городища стоящего при устье р. Сижки, впадающей в Волгу. В самом начале 20-го столетия валуны были увезены под фундамент одного частного дома.

Источники

Археология России. Каменный период. А.С. Уваров.1881
Городище Топорок тверской губернии, Корчевского уезда. Гендуне Ю.Г. - 1906
Городище на реце Сарре. Бояркин А. Вестник европы. 1820. Ч. 113. С. 311.
Город Углич во второй половине XVIII столетия (Шангин В.В)
Достопримечательности в Старицком уезде Вып 1-2 И Крылов
Древнейшее прошлое Ярославского края. Спиридонова Е.В
Журнал 108 заседания Тверской ученой архивной комиссии
Заметка о каменных крестах преимущественно новгородских. Спицын А.А. 1903
Заметка о трудах Ф.Н. Глинки по науке русской древности. Котляревский А.А. 1867
Из воспоминаний бывшего угличского архивиста. Русинов Н.Д
Исследования по мерянскому языку. Ткаченко О.Б. Кострома, 2007
История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. XX века
История Тверского княжества. Борзаковский В.С. 1876
История города Углича сочиненная Угличского уездного училища учителем исторических наук Федором Киссель
Исторический вестник 1890 г [Октябрь]
Исторический вестник 1892 г [Ноябрь]
Исторический вестник 1914 г [Сентябрь]
Камень-следовик: тысячелетнее чудо
К вопросу о классификации и признаках культовых камней Верхней Волге. Чернецова С.Б
Исследования по каменному веку в Олонецкой губернии, в долине Оки и на верховьях Волги. И.С Поляков
Каменный век под г. Ржевом. Симсон П.Ф. - 1903
Культовые камни как феномен традиционной культуры Ростовской земли
К вопросу о типологической классификации культовых камней Верхней Волги (Ивановское, Костромское и Ярославское Поволжье) Чернецова.С.Б.
Материалы для истории города Углича (Трефолев Леонид Николаевич)
Мегалиты Русской равнины. Антон Платов. 2009
Меряне и их быт по курганным раскопкам. Уваров А.С.
Меря и Ростовское княжество. Очерки из истории Ростовско-Суздальской земли. Корсаков Д. А 1872
О древностях в Тверской Карелии. Извлечение из писем Ф.Н. Глинки к П.И. Кеппену. - 1836
Об остатках древности и старины в Тверской губернии. К археологической карте губернии. Плетнев В.А 1903
Отчет о раскопках в Ярославской губ. и уезде под сельцом Михайловское, Ил. А. Тихомирова.
От Москвы до Архангельска по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге : Описание всех мест, лежащих на пути дороги и в ее окрестностях и имеющих ист. или пром. значение / Сост. П. Канчаловский. Вып. 1- От Москвы до Александрова. 1897
Отчет о деятельности Тверской ученой архивной комиссии с 1903 по 1912 год включительно
Планета Тверь. Культура Тверского княжества периода независимости (1247-1485 гг.) Монин М.А
Пешком по Тверской области (Топонимические заметки краеведа) Смирнов Ю. М. 2000 г
Путеводитель по Ярославской губернии 1859 г
Путеводитель по церквам города Углича (Лавров Николай Федорович)
Раскопки произведенные в Ярославской и Тверской губернии летом 1878 года А.И Кельсиевым
Ростовский уезд Ярославской губернии. Титов А.А. 1885 г
Русский исторический сборник. 1837 г. Т 1.
Сборник статистических сведений о Тверской губернии
Старица и ее достопримечательности. Крылов И.П
Стерженский и лопастицкий кресты в связи с древними водными путями в Верхнем Поволжьи
Славянское заселение Ярославской губернии (Тихомиров И.А)
Труды третьего областного историко-археологического сезда бывшего в г г Владимире 20-26 июня 1906 года
Углич. Материалы для истории города XVII и XVIII столетия
Угличский ссыльный колокол. 1913 (Лавров Д.В)
У истоков древнерусской народности. Третьяков П.Н (МИА № 179)
Ярославская губерния. Историко-этнографический очерк. Головщиков К. Ярославль, 1888 г
Subscribe
promo uctopuockon_pyc ноябрь 17, 2016 11:36 36
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment