serg07011972 (serg07011972) wrote in uctopuockon_pyc,
serg07011972
serg07011972
uctopuockon_pyc

Categories:

Надежда Шалимова:ПреобразоватьРФ из асимметричной федерации в симметричную или унитарное государство

23 января 2020 года в Москве прошёл Круглый стол "Конституционная реформа: русский взгляд". Предварительный проект изменений в Конституцию РФ в части национально-культурной политики, принятый на этом Круглом столе - смотрите ниже, полный итоговый текст Круглого Стола и запись мероприятия на видео будут опубликованы позже.

КруглыйСтол

Ниже  - выступление на Круглом столе Надежды Шалимовой:[Spoiler (click to open)]https://www.facebook.com/Lasido67/posts/2811717415540778


"Одна из очевидных и назревших проблем в области конституционного строительства – это проблема «асимметричной федерации», как иногда называют Россию.

Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 5 закрепляет положение, согласно которому Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Однако утверждение о равноправии субъектов федерации не описывает реального положения вещей.

Первое, что бросается в глаза – это неравное положение республик и областей. Национальные республики фактически имеют гораздо больше прав и возможностей, чем русские области. И хотя в п. 4 ст. 5 говориться, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны, фактически это не так.

1. Во-первых, национальные республики официально признаются государствами. Существующие толкования

утверждают, что это не означает наличие у них суверенитета, а «лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера» (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Однако толкование можно изменить, а признание республик государствами – факт фундаментальный.

2. Республики имеют право на свои конституции, в то время как области – только на уставы. Это важнейшее различие, так как в конституциях республик может быть прописан приоритет «коренного народа», которому принадлежит республика. Например, в преамбуле к Конституции Татарстана сказано:
«Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа…»
В большинстве республиканских конституций указано, что это конституции «государств в составе Российской федерации». Например – «1. Чеченская Республика (Нохчийн Республика) есть демократическое правовое государство в составе Российской Федерации.»

3. Важнейшим правом, которое есть у республик, является право устанавливать свои государственные языки. Большинство конфликтов, связанных с изучением этих языков, связано именно с этой нормой.

Гораздо важнее, однако, происхождение этих особых прав националных республик. Для республик источником происхождения является государственный суверенитет, реализующий права народов на самоопределение. Области и края функционируют на основе полномочий, переданных федеральным центром. То есть права республик основаны на международном принципе – праве на самоопределение. Права же русских областей дарованы Кремлём.

Таким образом, народ, проживающий в республике суверенен, и, следовательно, имеет больше прав, чем народ любого другого субъекта РФ.

Заметим, что существование республик не всегда оправдано численным преобладанием титульного этноса. Так, только в четырех субъектах титульный этнос составляет боле двух третей населения: Так, в Чечне после войны и этнических чисток доля чеченцев достигла 93,5 процента. В эту группу можно отнести Ингушетию, Туву и Чувашию (соответственно 77,3, 77 и 67,7 процента). Более половины населения титульный этнос составляет в Калмыкии (53, Северной Осетии и Татарстане). Абсолютное большинство составляют вместе взятые народы Дагестана и два титульных этноса Кабардино Балкарии, причем доля кабардинцев составляет более половины населения республики. Примерно к той же границе подходит Якутия.

Теперь обратимся к практике. Налоговая система Российской Федерации построена таким образом, что большинство регионов является дотационными. Республики Северного Кавказа продолжают получать более значительные дотации (в разных формах) из федерального бюджета, чем области центральной России, населенные преимущественно русскими. Существуют и другие преференции, которыми наделены республики и лишены русские области. Это общеизвестно, и это является одним из постоянных источников напряжённости и конфликтов в России.

Можно ли этого избежать? Да. Тут возможны два пути.

Первый – приближение федерации к унитарной модели. В таком случае необходимо уравнивать права республик с областями, то есть лишить их лишних прав, перестать признавать государствами, и так далее. (Как губернии в Российской Империи)
Второй вариант – создание симметричной федерации. В таком случае должно быть ликвидировано само деление на республики и области. На месте областей должны быть созданы русские республики, наделённые всеми правами республик. За ними должен быть признан суверенитет, полученный как реализация права на самоопределение, и ещё ряд прав. (Как штаты в США)

Выбор конкретной модели зависит от многих факторов. Но он должен быть сделан."


Subscribe
promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 36
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments