[ Дальше...]
Как известно, злодейская «карьера» этого изверга началась с участия в убийстве посла польского сейма Тадеуша Голувко ещё 29 августа 1931 г. В 1931—1933 гг. Р. Шухевич был техническим организатором нескольких покушений на польских чиновников.
Но поставить смертоубийство неугодных лиц и даже целых народов «на поток» этому палачу удалось уже при нацистском режиме, когда разглядели в Р. Шухевиче - «генерале Чупрынке», как его называли соратники, природные задатки организатора массового геноцида.
О масштабе чудовищных злодеяний,совершенных ОУН-УПА [1] под руководством своих главарей свидетельствуют такие обобщенные цифры.
От рук только карателей-бандеровцев погибло 850 тысяч евреев, 220 тысяч поляков, более 400 тысяч советских военнопленных и еще около 500 тысяч мирных украинцев.
Убито 20 тысяч солдат и офицеров Советской Армии и сотрудников правоохранительных органов, и примерно 4 — 5 тысяч своих же «вояк» из УПА, показавших себя недостаточно «активными и национально сознательными»...
[1]- ОУН-УПА - Украинская повстанческая армия— вооружённое крыло ОУН(б) (Организации украинских националистов (бандеровское движение)).
Было бы не лишне освежить в памяти то, как в 1950 году был уничтожен чекистами кровавый палач – «нэскорэнный головнокомандуючый Шухевич-Чупрынка».
Погиб в перестрелке
Еще в 1944 году НКГБ УССР начал широкомасштабное оперативное мероприятие «Берлога», направленное на поиск членов Провода ОУН и лично Романа Шухевича, на которого еще с 31 октября 1945 года возбудили розыскное дело, где тот проходил под псевдонимом Волк.
В январе 1947 года поимку Волка возложили на Управление 2-Н МГБ УССР, 1-й отдел которого вел розыск лидеров оуновского подполья. По Украине не менее 700-800 оперативных работников одновременно принимали участие в поисках командарма УПА. Трижды поступала информация о ликвидации Волка, но все сообщения оказались ложными.
Наконец, произошло то, что должно было в конце-концов произойти -в 1950 году Роман Шухевич был обнаружен и убит.
Вот как описывает ликвидацию Шухевича один из руководителей НКВД Павел Судоплатов:
«...Группа наружного наблюдения быстро установила, в какую "академию" ходит Дарья (Гусяк, псевдоним «Нюся», личная связная Шухевича): она совершала регулярные поездки в деревню под Львовом, где часами оставалась в кооперативной лавке, расположенной в одной из хат.
Это заставило нас предположить, что там в это время бывает Шухевич. К несчастью, молодые офицеры, проводившие слежку в марте 1950 года, были малоопытными и для прикрытия пытались за ней ухаживать.
Когда лейтенант Ревенко протянул Дарье руку и сказал по-украински, что хотел бы поближе познакомиться с такой очаровательной женщиной, она почувствовала ловушку и недолго думая в упор застрелила его.
Ее тут же схватили, но не мои люди, а местные жители, ставшие свидетелями совершенного на их глазах убийства.
На конференции порабощенных народов. Роман Шухевич, Дмитрий Грицай,
Екатерина Мешко-Логуш. 21-23 ноября 1943 года
Екатерина Мешко-Логуш. 21-23 ноября 1943 года
Моим людям удалось отбить ее у толпы и отвести в местное отделение МГБ. Через полчаса старший группы, мой ближайший помощник, был уже там, он немедленно приказал распустить на базаре слух, что женщина убила лейтенанта и застрелилась на любовной почве.
Дарья была надежно изолирована, а я, генерал Дроздов и 20 оперативников окружили сельпо, чтобы блокировать возможные пути бегства Шухевича. Дроздов потребовал от Шухевича сложить оружие -в этом случае ему гарантировали жизнь.
В ответ прозвучала автоматная очередь. Шухевич, пытаясь прорвать кольцо окружения, бросил из укрытия две ручные гранаты. Завязалась перестрелка, в результате которой Шухевич был убит».
А как было на самом деле
В мемуары Судоплатова, мягко говоря, вкрались многие неточности, а кое-что он вообще попытался скрыть. Но ныне о последнем бое командующего УПА известно довольно много из рассекреченных архивов КГБ, и они рисуют несколько иную картину.
Начнем с того, что хотя Судоплатов и курировал захват Шухевича, непосредственно в захвате он участия не принимал и знал о нем по докладам от подчиненных.
Это правда, что органам удалось выйти на Шухевича через связную Дарью Гусяк. 3 марта 1950 года она была опознана одной из агентесс МГБ, и в 18:30 Гусяк схватили 4 оперативника, не дав ей выхватить пистолет.
Генерал-майор В. Дроздов, один из руководителей
оперативного штаба по задержанию Шухевича
оперативного штаба по задержанию Шухевича
Вот что писал видный чекист, заместитель министра госбезопасности УССР генерал-майор Дроздов в «Справке о ликвидации руководителя оуновского подполья в Западных областях УССР – Шухевича Р.И.» от 17 марта 1950 г.:
«Во время проведения органами МГБ мероприятий по поиску организаторов и руководителей банд-оуновского подполья в западных областях Украины было установлено, что они часто поддерживают связь с греко-католическим духовенством и получают от него материальную поддержку. На основании полученных данных по указанию МГБ УССР в январе с. г. была проведена одновременная операция, во время которой были арестованы наиболее активные соучастники банд-оуновского подполья, оставшиеся на униатских позициях.
Арестованный Вергун, как доверенное лицо Шухевича, систематически скрывал у себя ближайших помощников Шухевича – Дидык Галину (оуновская кличка «Анна»), Гусяк Дарину (оуновская кличка «Нюся») и других связных Центрального провода ОУН. Были получены показания арестованных о том, что в селе Дуговая Рогатинского района у священника Лопатинского скрывается нелегалка, мать личной связной Шухевича – «Нюси» – Гусяк Мария. Одновременно с использованием агентуры все выявленные конспиративные квартиры «Нюси» были взяты под оперативное наблюдение, а в некоторых квартирах оставлены засады с целью захвата «Нюси» в случае ее появления в г. Львове...»
Слева направо: Олекса Гасин, Галина Дидык, Роман Шухевич, неизвестная
конспиративная квартира в с. Белогорще. 1949 г.
конспиративная квартира в с. Белогорще. 1949 г.
3 марта 1950 г. в УМГБ по Львовской области поступила важная информация от «Полины», агента Львовского УМГБ, в прошлом деятельной участницы националистического подполья, которая осознала всю тяжесть совершаемых им преступлений и добровольно явилась с повинной. Поставив условием освобождение своего брата, который тоже был замешан в бандеровщине, она предложила чекистам помощь в задержании связника Шухевича Д. Гусяк («Нюси»). «Полина» сообщила контрразведчикам, что вскоре Гусяк должна посетить во Львове один из фешенебельных домов по улице Ленина.
К дому немедленно выехали сотрудники оперативной группы МГБ УССР во Львове, Управления 2-Н и отделения разведки Пятого (оперативного) отдела УМГБ. Напротив дома, на агитационном участке, оперативники устроили импровизированный наблюдательный пост. Сотрудник контрразведки в звании лейтенанта, «работавшая» под обычную домохозяйку, с пакетом в руках прогуливалась перед дверью парадного подъезда. Около 15.40 в дом вошла женщина, приметы которой указывали на Дарину Гусяк. Через час она вышла вместе с «Полиной».
Они посетили трикотажный магазин на центральной львовской площади Мицкевича, затем попрощались, и Гусяк на трамвае поехала в сторону вокзала. Около 19 часов в районе железнодорожного вокзала её перехватили четыре оперативника...
Гусяк Дарья Юрьевна, связная Шухевича
(псевдоним «Нюся»).
(псевдоним «Нюся»).
Генерал-майор Дроздов в той же своей «Справке» сообщал: «При «Нюсе» были выявлены пистолет «ТТ», ампула с ядом, которую она пыталась проглотить. Во время активного допроса 3 и 4 марта с. г. «Нюся» отказалась указать место, где прячется Шухевич, и отвлекала внимание оперативных работников на территорию, где Шухевича не было.
В связи с этим была разработана и проведена сложная агентурная комбинация, в результате которой стало известно, что в селе Белогорща Брюховецкого района, расположенного в предместье Львова, скрывается Шухевич и его ближайшая помощница Дидык Дарина... »
«Сложную агентурную комбинацию», о которой упоминает генерал-майор Дроздов, нынешние защитники бандеровщины представляют как жестокие пытки, которым чекисты якобы безжалостно подвергли Дарину Гусяк – «Нюсю». При этом они основывают свои выводы на утверждениях самой Д. Гусяк. Благополучно дожив до нашего времени, та, несмотря на преклонный возраст, часто мельтешит на украинском телеэкране.
Хотя, если непредвзято изучить хронологию событий, связанных с арестом Д. Гусяк, станет ясно, что методов физического воздействия чекистам просто не потребовалось.
3 марта в 18.30 «Нюсю» арестовывают, проводят первый допрос (довольно беглый).
С учётом того, что Гусяк сразу попыталась водить оперативников за нос и вместо реальной информации о месте нахождения Шухевича называла адреса знакомых ей львовских торговцев, вечером того же дня ее помещают в тюремный лазарет.
В лазарете Гусяк - «Нюся» знакомится с другой "арестованной". Эта женщина являлась опытным агентом советской контрразведки и имела оперативный псевдоним «Роза».
«Розу» перед знакомством с «Нюсей» щедро измазали зелёнкой, якобы, «после побоев». «Придя в себя» в лазарете, она стала старательно выстукивать азбукой Морзе «сообщение соседям», а потом начала писать «припрятанным» огрызком карандаша какую-то записку. Естественно, Гусяк была заинтригована и попыталась выяснить, что пишет сокамерница. Та отнекивалась.
В конце концов, Гусяк не выдержала, и напрямик спросила, не имеет ли ее «подруга по несчастью» связи с подпольем. «Роза» долго молчала, как будто бы раздумывая, есть ли смысл открыться, а потом ответила вопросом на вопрос: «Знаете ли Вы «Монету»? «Монета» - это была кличка/псевдоним Е. Зарицкой, еще одной связной Шухевича, которой он после войны доверил координацию действий других своих связных.
Катерина Зарицкая ("Монета")
Е. Зарицкую («Монету») МГБ арестовало еще в 1947 году, причем, при задержании, она убила оперативного сотрудника. Гусяк об этом знала, и упоминание «Монеты» «Розой» произвело на Гусяк сильное впечатление... «Монета» - в соседней камере», - видимо, что-то про себя решив, сообщила «Роза». И зловещим тоном предупредила: «Держите язык за зубами. Если выдадите меня, ночью задушу»!
И Гусяк, что называется, «поплыла», забыв все оуновские инструкции по конспирации.
На следующий день, 4 марта, «Роза» сообщила Гусяк, что якобы доказательств против неё у следствия нет, и её должны отпустить, и по-свойски предложила товарке передать записку «на волю»… Выходит, вовсе не «пытки» и иные «знущання» чекистов, а единственно доверчивость и очевидная глупость самой Гусяк-«Нюси» стали главной причиной установления точного местонахождения «главнокомандуючого» Р. Шухевича.
Д. Гусяк написала записку, как потом выяснилось, роковую для Шухевича:
"Мої дорогі! Майте на увазі, що я потрапила до більшовицької в'язниці, де немає людини, яка б пройшла те, що на мене чекає, і не зламалася. Після першої стадії я тримаюсь, але не знаю, що буде далі. М. (йдеться про "Монету") приводили на очну ставку, вона героїня тому, що трималася 5 місяців. Цілую. Нуська. Про мене дуже багато знають, а основне питання - це про ШУ і ДІ (про Шухевича і Дідик). Мене захопили шестеро і не було можливості покінчити із собою. Знали, що у мене є пістолет і отрута".
["Мои дорогие! Имейте в виду, что я попала в большевистскую тюрьму, где нет человека, который бы прошлел то, что меня ждет, и не сломался. После первой стадии я держусь, но не знаю, что будет дальше. М. (речь идет о "Монете") приводили на очную ставку, она героиня, потому что держалась 5 месяцев. Целую. Нуська. Обо мне очень много знают, а основной вопрос - это о ШУ и ДИ (о Шухевиче и Дидык). Меня захватили шестеро и не было возможности покончить с собой. Знали, что у меня есть пистолет и яд".]
Далее "Нуся" пояснила, что записку надо передать Наталье Хробак в селе Белогорще Брюховицкого района Львовской области и подробно описала, где находится ее дом. Так стало известно, в каком селе скрывается главнокомандующий УПА.
Галина Дидык -связная Шухевича (кличка -«Анна»)
Ликвидация
Поскольку информация, добытая "Розой", сомнению не подлежала, мгновенно был разработан "План чекистско-войсковой операции по захвату или ликвидации "Волка"
Этот уникальный документ в одном экземпляре предусматривал проведение операции на рассвете 5 марта 1950 года:
"Для проведения операции:
а) Собрать все имеющиеся в г. Львове оперативные резервы 62 СД (стрелковой дивизии) МГБ, штаба Украинского пограничного округа и Управления милиции. Львова.
б) Снять по тревоге военные силы, участвующие в операции на стыке административных границ Глинянского, Перемышлянского и Бібрковського районов Львовской области в количестве 600 человек и сосредоточить на 5 час 5 марта ц.г. во дворе УМГБ Львовской области.
в) Операцию провести методом блокирования села Белогорща, близлежащих к нему хуторов, западной окраины поселка Левандовка и лесного массива".
Для руководства операцией создали оперативный штаб, в который вошли заместитель министра госбезопасности УССР генерал-майор В.Дроздов, генерал-лейтенант П. Судоплатов, начальник ВВ МГБ Украинского округа генерал-майор Фадеев и начальник УМГБ Львовской области полковник Майструк.
Дом в селе Белогорща, где был последний приют Романа Шухевича. На первом этаже-кооперативный магазин.
Вход в схрон Шухевича в доме в Белогорще
Операция началась 5 марта 1950 года в 5:00.
По плану, 8-я рота 10-го стрелкового полка 62-й дивизии ВВ под командованием опытного "бандолова" капитана Пикмана блокировала не один, а несколько домов, в которых предположительно мог находиться Шухевич.
Вдруг из дома Натали Хробак вышел ее сын Даниил. Оперативники подозвали мальчика, и он сообщил, что в центре села, в доме сестры его матери, Анны Конюшек, появилась какая-то домработница. Хлопца попросили описать ее внешность, и описание это совпадало с приметами сообщницы Шухевича Галины Дидык...
Около восьми часов группа солдат и офицеров во главе с В. Фокиным и И. Шорубалкой подошли к этому дому. Минут через десять дверь открыла женщина, назвавшаяся Стефанией Кулик, но была опознана как Галина Дидык.
Ей было предложено, чтобы Роман Шухевич сдался и чтобы она поспособствовала этому.
Дидык отказалась это сделать, тогда в доме начался обыск, обыскали и саму Дидык, изъяв пистолет. Однако она успела принять яд (стрихнин а не цианид, как иногда пишут).Галина Дидык
не умерла, поскольку ее немедленно отвезли в больницу.
В Белогорще Шухевич находился в доме г. Конюшек в специально оборудованном еще в октябре 1948 года схроне. Он представлял собой деревянный короб в межэтажном пространстве на несколько человек с двумя простенками, которые раздвигались. Выход из комнаты прикрывал ковер.
В принципе, в таком хранилище можно было пересидеть обыск, не обнаружив себя. Трудно сказать почему, но Шухевич этого не сделал и попытался вырваться из дома.
У него и раньше была возможность скрыться, но Шухевич почему-то этой возможностью не воспользовался. 24 часа - вполне солидный запас времени (об аресте Дарьи Гусяк ему стало известно в субботу).
Он даже отпустил охрану и с ним осталась только связная Галина Дидык.
Существует множество версий по этому поводу (безалаберность Шухевича; интриги генерала УПА Василя Кука, мечтавшего избавиться от конкурента, и пр.), но не исключено, что Шухевич, учитывая его склонность к фатализму и плачевное состояние здоровья, решил погибнуть в бою.
Дидык успела схватить яд (стрихнин), когда гэбисты выломали дверь. В женщине они опознали Дидык, хотя та назвалась Стефанией Кулик и предъявила соответствующие документы. Они начали требовать от нее выдать Шухевича.
Иван Шорубалка - один из оперативников МГБ,
который первым подошел к дому,
где скрывался Шухевич
который первым подошел к дому,
где скрывался Шухевич
В этот момент на лестнице раздались шаги: на второй этаж поднимались начальник отделения связи Управления 2-Н МГБ УССР майор Ревенко и замначальника УМГБ Львовской области полковник Фокин, которые искали подполковника Шорубалко.
Шухевич произвел выстрел (или несколько выстрелов). Ревенко был убит наповал. Шухевич выскочил из своего укрытия и сцепился с Фокиным, они кубарем слетели вниз.
Майор Ревенко (слева), которого Шухевич застрелил в последние минуты своей жизни
и полковник Виктор Фокин - член опергруппы, который поднимался по лестнице навстречу выстрелам Шухевича
и полковник Виктор Фокин - член опергруппы, который поднимался по лестнице навстречу выстрелам Шухевича
В это время сержант Полищук, который стоял во дворе, подбежал и автоматной очередью убил бандита.
Труп Шухевича был предъявлен для опознания: его сыну Юрию, который содержится во внутренней тюрьме УМГБ во Львовской области (в 1949 он был приговорен к 10 годам лагерей); его бывшей сожительнице, одной из активных участниц оуновского подполья Зарицкой Екатерине и бывшему хозяйственному референту Центрального "Провода" ОУН - Благий Зиновию.
Все они сразу и без всяких колебаний опознали Шухевича Романа Иосифовича, известного под кличками «Генерал Тарас Чупринка», «Тур», «Белый», «Старый» и др.»
Вся операция по захвату и уничтожению Шухевича заняла 30 минут.
Юрий Шухевич (сын), который присутствовал при опознании тела отца, четко помнил 3 ранения на груди и опаленное пулевое отверстие на правом виске.
"Отец лежал на соломе в вышитой рубашке, на правой стороне лица было видно след пули, а под грудью было три раны, на голове рядом с пулевым отверстием опаленные волосы. "Значит, застрелился", - подумал я".
Но это только предположение.
Тело Романа Шухевича сразу после гибели
Любопытно, что солдатам и сержантам, участвовавшим в ликвидации Шухевича, была объявлена благодарность и выплачена премия в 1000 рублей, но правительственных наград никто из офицеров МГБ не получил.
Из этого можно сделать вывод, что группе захвата был дан четкий приказ взять Шухевича живым - но приказ остался не выполненным.
Так погиб командарм УПА. Его тело было уничтожено, чтобы его могила не стала местом поклонения.
После смерти Шухевича УПА еще некоторое время боролась с гэбистами, но это была уже агония.
12 октября 1959 года нелегалом ОУН Пасичным был застрелен из дробовика оперуполномоченный УКГБ в Тернопольской области лейтенант Стороженко - последняя жертва ОУН-УПА с советской стороны.
А 14 апреля 1960 года в ходе оперативно-военной операции близ хутора Лозы на Тернопольщине погибли боевики Пасичный и Центарский - последние солдаты уже несуществующей армии...
Судьба «генерала»
Будущий глава УПА Роман Шухевич родился в 1907 году в городке Краковец в семье юриста. Учился во Львовской украинской гимназии, где дед Романа был профессором.
После окончании гимназии он учился в Данцигском (Гданьком) политехническом институте, параллельно обучаясь в нелегальной разведшколе УВО под протекцией немцев. Потом перевелся во Львовский политехнический институт.
Там же, во Львове, принял участие в первых терактах против власти: убийстве школьного куратора Собинского, в покушении на советского посла Майлова и польского посла Голувко, министра внутренних дел Польши Перацкого.
Сдружившись со Степаном Бандерой, Шухевич всегда его поддерживал.
Шухевич второй слева (передний план) на фото с членами спецподразделения Нахтигаль
Закончив разведшколу в Германии, Шухевич проходил службу в вооруженных подразделениях Третьего рейха: являлся заместителем командира в спецподразделении «Нахтигаль», с ноября 1941 года являлся заместителем командира 201-го батальона охранной полиции в звании, соответствующем званию капитана.
С апреля 1943 года Роман Шухевич занимал должность политического руководителя ОУН, а с 27 января 1944 года до своей смерти возглавлял Украинскую повстанческую армию. В 1946-м Шухевичу было присвоено звание генерала-хорунжего УПА.
http://oursociety.ru/publ/novaja_i_novejshaja_istorija/likvidacija_shukhevicha/9-1-0-226
Community Info