prajt (prajt) wrote in uctopuockon_pyc,
prajt
prajt
uctopuockon_pyc

Category:

«Канон врачебной науки» - 1000 лет великому трактату

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.
Три оружия есть у врача: слово, растение, нож.
Авиценна


«Канон врачебной науки» (араб. Al-Qanun fi t-Tibb) — одна из наиболее знаменитых книг в истории медицины. С XII по XVII века врачи многих стран Востока и Запада изучали азы своей науки по «Канону». Обращаются к этой книге и сегодня.
Биография автора «Канона» - великого Авиценны (980-1037) – полна загадок и тайн. Авиценна (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина) был одним из самых выдающихся философов «золотого века» ислама. О ранних годах жизни Авиценны известно немного. Его ученик ал-Джузджани составил лишь краткую биографию своего великого учителя.



[Дальше...]
Согласно этой книге Авиценна родился около 980 г. н. э. в Афсане, деревне неподалеку от Бухары, в семье Ситары и Абдуллы. Мать его была уроженкой Бухары, а отец из города Балх в Афганистане. Авицена был иранцем по национальности. Мальчик обладал незаурядным умом и способностями к наукам. К десяти годам он знал наизусть Коран, а к четырнадцати превосходил своего учителя по элементарной логике.

Выучившись арифметике и философии, он стал усердно заниматься самообразованием. Однажды юный Авиценна прочитал работу Аристотеля по метафизике, но долгое время не мог понять ее глубинного значения. В лавке книготорговца ему удалось встретить книгу ал-Фараби «О целях метафизики», комментария к труду Аристотеля. Прочитав ее, Авиценна понял цель «Метафизики» и вскоре сам пробует писать сочинения и вести научную переписку с другими учеными.

В возрасте шестнадцати лет Авиценна сосредотачивает свои усилия на медицине. Этот предмет он изучает не только теоретически, но и активно занимается практикой. Медицина, по его собственным словам, гораздо понятнее, чем метафизика или математика. Ему удается найти новые пути в лечении заболеваний. А вскоре в Бухаре он помогает султану, когда с последним случается припадок.




За это юноше разрешают пользоваться библиотекой династии Саманидов. Для Авиценны словно открылся огромный мир – труды выдающихся ученых, огромный кладезь всевозможной информации. К сожалению, враги династии сжигают библиотеку, обвиняя в поджоге Авиценну. Юноша снова возвращается в дом к своему отцу и начинает писать первые книги.

Его ранние работы посвящены вопросам логики, этики и метафизики. Он пишет на арабском и персидском языках. После смерти отца Авиценна отправляется в Ургенч – столицу Хорезмийского государства (расположен на территории современного Туркменистана). Правитель Хорезма Мамун слыл покровителем наук. Там он работает у местного визиря, но в поисках пропитания вынужден постоянно переходить с одного места на другое.
Наконец в Гордане, возле Каспийского моря, Авиценна останавливается в доме своего друга и начинает обучать логике и астрономии своих первых последователей. В Гордане будут написаны самые известные работы Авиценны, и среди них жемчужина - «Канон врачебной науки».







Этот трактат по праву считается главным медицинским сочинением эпохи Средневековья. В «Каноне» Авиценна описал многие болезни и лекарственные средства. Он предположил существование микроскопических, недоступных глазу организмов, которые вызывают болезни у человека. Также он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив ее от других болезней, изучил ряд других заболеваний.

Во времена раннего Средневековья арабская медицина была очень широко распространена, чему способствовали военные завоевания и образование огромного государства (Багдадский и Кордовский халифаты).
В халифатах создавались образовательные учреждения, в том числе и медицинские, и большое количество больниц. Но была одна область медицины, которая оставалась под запретом - хирургия. Согласно мусульманским традициям, операции на живом человеке и даже на его мертвом теле были фактически запрещены.

Но Авиценна не боялся работать и в этой области. Хотя в свой «Канон» специальную книгу о хирургии он не включил, все же о методах хирургического лечения он написал достаточно много. Хирургия Авиценны была основана на глубоком знании анатомии и физиологии человека.

Клинический опыт Авиценна имел огромный. Самую большую группу заболеваний того времени составляли ранения. Войны и вооруженные конфликты не заканчивались никогда. Авиценна придерживался двух главных принципов лечения ран: сначала нужно препятствовать нагноению, а при кровоизлиянии в ткани при помощи тепла и мягчительных средств добиться нагноения с последующим его вскрытием.



Авиценна разделял раны на поверхностные и глубокие, отравленные и проникающие. Лечение таких ран было различным. Чаще всего ему приходилось сталкиваться с ранениями, осложненными нагноением.
Поэтому так детально описал он клиническую картину, течение и методы лечения гнойных ран. Большое место в хирургической практике Авиценны занимало лечение различных травм, прежде всего вывихов и переломов.
Ему принадлежит оригинальный способ вправления вывиха бедра, отличающийся от классических способов Гиппократа. При переломах он применял вытяжение органа с приданием ему прежнего положения и накладывал компрессы и повязки.

Основным в лечении переломов было своевременное и правильное сопоставление отломков и надежная фиксация до образования мозоли. Авиценна очень часто и успешно применял метод дренирования.
Он описывал способы, предотвращающие скопление в ране «влаги». Методы хирургии применял Авиценна и при лечении камней в почках и мочевом пузыре. Так, есть описание гибкого катетера из кожи барана, который он с успехом применял для катетеризации мочевого пузыря.

Подобно греко-арабской, персидская медицина основана на идее о том, что тело человека наполнено четырьмя основными веществами, которые называются гумором, – жидкостями тела: слизью (балгам), кровью (дамба), желтой желчью (сафра) и черной желчью (сауда). Эти четыре вещества определяют физические и психологические особенности каждого человека и лежат в основе его темперамента (мизадж). Темпераменты определяются такими понятиями, как тепло, холод, сухость и влажность.
Считается, что темперамент закладывается еще в утробе матери, и доминирующий гумор наследуется от родителей. Каждый человек должен выбирать образ жизни, соответствующий его темпераменту.





На протяжении столетий «Канон врачебной науки» был главным учебником по медицине во всех учебных заведениях мира, включая известнейшие университеты Европы. «Канон врачебной науки» превратился в энциклопедию мирового значения, используемую в различных странах, включая территории Древней Руси. Этот труд состоит из пяти томов, каждый из которых посвящен отдельным предметам.

Первая книга посвящена физиологии, патологии и гигиене. В ней излагается теоретическая медицина, дается ее определение, затем речь идет о болезнях – их причинах и проявлениях. Завершается книга советами о сохранении здоровья и о способах лечения. Вторая книга посвящена описаниям лекарств. Авиценна приводит названия 785 средств растительного, животного и минерального происхождения. Третья книга рассматривает отдельные болезни и способы их лечения. Четвертая книга содержит описания общих болезней тела. Освещает вопросы, связанные с хирургией и лечением различных лихорадок. Пятая книга посвящена фармакологии и содержит составы и способы приготовления комплексных лекарств.

Ибн Сина создал теорию строения глаза, близкую современной; описал ветряную оспу и корь – их не знали античные медики; указал, что туберкулез – заразная болезнь, и что чума отличается от холеры; высказал догадку о невидимых возбудителях болезней, передающихся через воду, воздух и почву, поведал о роли нервной системы в жизнеобеспечении организма. Он впервые подробно описывает такие «болезни», как менингит, диабет, язва желудка, проказа, желтуха. Систематизирует знания по педиатрии. Усовершенствует приемы хирургического вмешательства. Обстоятельно характеризуются в «Каноне» и всевозможные разновидности пульса, знание которых было одним из важнейших средств установления диагноза.




Манускрипт «Канон врачебной науки» 1143 г. хранится в Баку и является одной из самых древних из дошедших до нас рукописей Авиценны. Он считается наиболее точным и надежным источником. В XIII веке отдельные фрагменты из «Канона врачебной науки» были переведены на армянский язык. Арабский текст «Канона» издан полностью только однажды (в 4 томах, Рим, 1593).

Существует множество переводов книги на латинский язык. Лучший из них принадлежит Племию (Львов, 1658). Также есть множество изданий и переводов «Канона врачебной науки» в нашей стране. Так, одно из наиболее популярных изданий – это издание в 6 томах, 5 книгах узбекского издательства «Фан» 1979-1981 гг.

«Канон врачебной науки» использовался в европейских университетах вплоть до 1650 года и до сих пор используется в традиционной медицинской системе «юнани» в Индии. Так, в городе Мумбаи (бывший Бомбей) в главной мечети города Джама Масджид находится библиотека, обладающая старинными манускриптами и книгами.




Мечеть Джама Масджид расположена в южном Мумбаи, в исторической части города. Она считается самой старой и большой мусульманской обителью города. Первый камень Джама Масджид заложили в 1770 году. Мечеть значительно расширили в 1874 году. В этот же период при ней открылась школа, где мусульманская молодежь могла получить светское и религиозное образование.

В 1890-х гг. к мечети была добавлена библиотека с редкими печатными изданиями и рукописями. В библиотеке хранятся ценные книги на арабском, персидском (фарси), урду и английском языках. С 2012 года началась реновация драгоценной и редкой коллекции рукописей в библиотеке путем очистки, фумигации, оцифровки и переплета. Сегодня эта коллекция полностью оцифрована.

В библиотеке хранятся старинные манускрипты. Конечно, в разделе по медицине есть и книги великого Авиценны.

Выдержки из Канона на языке урду, 1897 год, 250 страниц.



Вернемся к жизни Авиценны. После того, как он снискал себе славу и признание своими трудами, он оседает в Рае – городе неподалеку от современного Тегерана. Здесь Авиценна закончит около трех десятков своих трудов. концу первого десятилетия XI века год от года крепло и расширялось Газневидское государство, расположенное к югу от Хорезма. Султан Махмуд Газневи, сын простого воина-гуляма, во что бы то ни стало стремился утвердиться в глазах своих куда более высокородных соседей. В ультимативной форме он потребовал от Мамуна признать его, Махмуда, своим покровителем и в подтверждение этого прислать в Газну хорезмийских учёных, в том числе и Ибн Сину.

Великий врач, будучи наслышан о безжалостном и фанатичном нраве султана, понимает, что служение Махмуду означает его гибель как учёного. В 1011 году он тайно покидает Хорезм и пешком идёт через пустыню. Его спутник умирает от жажды, а Ибн Сина с трудом добирается до северного Ирана. Разъярённый султан Махмуд рассылает всюду портреты Ибн Сины с требованием найти врачевателя и немедленно доставить к нему.

Ибн Сина инкогнито останавливается в Джурджане. Несмотря на полуголодное существование, он посвящает дни и ночи написанию научных работ. Но и отказать страждущим во врачебной помощи Ибн Сина не может. Постепенно город наполняется слухами о замечательном враче.



До наших времён дошла легенда о юноше, который находился на пороге смерти и которого безуспешно пытались лечить десятки врачей. Ибн Сина, осмотрев пациента, не нашел у того, к своему удивлению, ни одного признака телесной болезни. Тогда он расспросил его близких о начале и течении заболевания, после чего озвучил родителям несчастного лишь один верный способ спасти сына: женить его на соседской девушке. Причиной недуга юноши оказалась его тайная любовь.Стоит ли говорить о том, что за считаные дни пациент поправился, а имя Ибн Сины зазвучало из уст горожан ещё громче? Правитель Джурджана просит врача остаться при его дворе. Но остаться в городе надолго великому врачу не удаётся. Он вынужден вновь бежать от султана Махмуда, узнавшего о местонахождении Ибн Сины. После года скитаний на пороге своего 40-летия врач, сопровождаемый верным Джузджани, оказывается на западе Ирана, в Хамадане.

Шамс, эмир Хамадана, на протяжении нескольких лет страдал нестерпимыми желудочными болями, потому ему часто было не до государственных дел. Этим не прочь был воспользоваться его казначей Тадж, который не без корысти распоряжался казёнными финансами.

Ибн Сина, о прибытии которого доложили эмиру, был незамедлительно вызван во дворец. Ему сулили любые блага за излечение правителя, но для Ибн Сины статус больного не имел значения – он принялся за лечение. Когда эмиру стало лучше, он решил назначить Ибн Сину своим визирем. Врач согласился, но при условии, что он будет посвящён во все тонкости государственного управления.




Привыкший доходить до сути во всём, Ибн Сина обнаруживает чудовищное казнокрадство. Вороватые военачальники и казначей не смогли простить этого врачу. Организовав беспорядки в войсках, они добиваются у эмира заключения Ибн Сины под стражу.

Врач проводит в тюрьме полтора месяца, после чего, будучи освобожден благодаря участию своих друзей и почитателей, скрывается в доме знакомого торговца. Спустя некоторое время место скончавшегося в походе эмира занимает его малолетний наследник, и власть в Хамадане по сути переходит к Таджу.

Казначею доносят о том, что правитель соседнего Исфахана пригласил Ибн Сину перебраться к нему. Врача заточают в крепость. По воле рока уже через четыре месяца в этой же крепости вынуждена будет прятаться вся хамаданская верхушка, позорно проигравшая военную кампанию против Исфахана. Тадж попросит Ибн Сину ходатайствовать перед правителем Исфахана о заключении мира, обещая взамен свободу и безбедную жизнь.

После освобождения Ибн Сина поселяется в своём разграбленном войсками доме, чтобы вновь собрать учеников, заниматься врачеванием и продолжать научные исследования.
..
Но все же Ибн Сина и его близкие решают не искушать судьбу. Опасаясь попасть в лапы султана Махмуда, они переодеваются бродячими суфиями и покидают Хамадан.




В Исфахане Ибн Сину встретили, как султана, устлав его путь ко дворцу правителя дорогими коврами. 43-летнего врача именуют теперь «шейх ар-раис» – главой мудрецов. Он ближайший советник эмира Ала ад-Давла. Дни его проходят в лекциях для молодёжи, в работе над незаконченными трудами, приёме пациентов, которые порой преодолевают длинный путь, только бы Ибн Сина вылечил их. По его проектам строится городской «дом излечения», или больница.

Когда Ибн Сине было уже за пятьдесят и давний преследователь Ибн Сины султан Махмуд скончался, Газна снова нанесла удар великому учёному. Газнийское войско разграбило Исфахан, и при этом была уничтожена часть трудов Ибн Сины. Со многих из них, к счастью, были сняты десятки копий, но «Книга справедливости», увы, была безвозвратно утрачена.

Последние годы Авиценна посвящает изучению литературы и филологии. За свою жизнь он написал множество работ по философии, науке, медицине, астрологии, астрономии: «Книга лечения», «Книга освобождения», «Книга знаний», «Книга указаний и наставлений» и др. Но приближается неизбежное - хроническая болезнь подтачивает силы Авиценны. В июне 1037 года его сердце остановилось. Мавзолей великого ученого расположен в самом центре иранского города Хамадан.




В России Ибн Сина под именем Авиценны был известен с XVI в. Следы влияния «Канона» можно обнаружить в русских средневековых «Лечебниках» и «Травниках».

В честь талантливого ученого и философа были названы улицы, площади и университеты. Его памятники стоят во многих странах мира - в Узбекистане и Франции, Турции и России, Таджикистане и Украине. Его именем назван астероид, кратер на Луне и род растений. О нем пишут романы и снимают фильмы. Один из лучших документальных фильмов: «История Авиценны – свет с Востока»

Из художественных фильмов стоит отметить «Лекарь: ученик Авиценны»

Благодаря трудам Авиценны медицина и наука в целом шагнули далеко вперед. «Канон врачебной науки» - фундаментальная работа, на протяжении многих веков являвшаяся настольной книгой медиков всего мира, и сегодня продолжает сохранять актуальность.







https://kraevushka.livejournal.com/?skip=20
https://www.nur.kz/1710804-ibn-sina-filosofia-i-biografia.html


Tags: История, Первая мировая, наука
Subscribe
promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 36
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments