galik_123 (galik_123) wrote in uctopuockon_pyc,
galik_123
galik_123
uctopuockon_pyc

Category:

Собор во имя Святителя Николая в Бари


В соборе. Правый поперечный неф

Святителя Николая Чудотворца чтут и православные, и католики, но именно в России даже далёкие от церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого Святого. С давних пор множество русских паломников прибывают в итальянский Бари поклониться мощам Чудотворца. Паломничество русских началось ещё в XV веке.

До этого мощи хранились в городе Миры (ныне город Дембре на юге Турции), епископом которого святитель служил до своей смерти. Барийские купцы похитили и вывезли мощи Святого, чтобы спасти их от набегов мусульман. Как и почему это случилось?


Перенесение из Мир Ликийских в Бар мощей святителя Николая Чудотворца

Жизнь на окраине Византийской империи, где находился город Миры, в XI веке была неспокойной. На город часто совершали нападение сельджуки (западные тюрки), поэтому жители Мир скрывались в горной части области. А у латинян, которые считали, что можно действовать любым способом, чтобы раздобыть святыни, шла настоящая охота за святыми реликвиями. Два города - Бари и Венеция, хотели заполучить мощи Святителя Николая, который считался покровителем мореплавателей. Бари был очень крупным портовым городом, а Венеция - морской державой.
Согласно латинским хроникам, жители Бари дважды приезжали за мощами, а не один, как написано в славянских повествованиях о перенесении мощей Святителя Николая. Хлеб в Малую Азию и Антиохию (Западную Сирию) тогда возили из Апулии и Калабрии, так как Египет, который снабжал зерном Византийскую империю до VII века, уже завоевали арабы. И вот, в 1087 году из Бари везли хлеб в Антиохию. Проплывая мимо Мир, отправили разведку, но город был заполнен сельджуками. Поэтому в этот раз захватить мощи не удалось. В Антиохии моряки из Бари продали зерно, а на обратном пути опять заехали в Миры. Сельджуков в городе не было, а жители Мир большей частью переселились в горы. В храме Святителя Николая оставались четыре монаха. Барийцы вошли в храм, и угрожая монахам, узнали, где находится святыня. Мощи покоились под спудом, в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой.
Моряки разбили эту мозаику, один из них спустился в гробницу, при этом повредив мощи. Потом их по частям подняли и уложили в ковчег. Главу Святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль.


Деревянная рака, в которой барийские моряки перевезли в 1087 году мощи святого Николая

Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились, опасаясь, что жители Мир спустятся в город. Несколько десятков горожан успели всё же добежать до кораблей похитителей, но византийцы были слабы для борьбы с моряками из Бари и только устроили большой плач на берегу. В результате моряки, сжалившись, оставили им икону Святителя Николая и пожертвовали значительную сумму денег храму великого Чудотворца.


Иконка Святителя Николая из церковной лавки во дворе базилики

Вот так выглядело, согласно древним хроникам, перенесение мощей из Мир в Бари - не как благочестивое событие, а как похищение. Однако, если бы этого не случилось, бесценная христианская святыня, по-видимому, была бы утрачена при завоевании Византии Османской империей.
А через десять лет состоялся первый Крестовый поход на Иерусалим. В его ходе венецианцы высадились в Мирах, чтобы забрать мощи Чудотворца. И все повторилось. Так как мощей Николая Чудотворца осталось уже мало, венецианцы добавили к ним другие человеческие кости, а затем факт фальсификации был забыт. Впоследствии в течение девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, и поскольку в ней был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Чудотворца Николая.
А так как во время Крестового похода святые мощи широко дарились, то по миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега. Жители же Бари никому мощи не раздавали. Они построили собор во имя Святителя Николая и хранили мощи там под спудом. Только малую часть десницы оставили над гробницей, но уже в начале XI века она была похищена.
Луиджи Мартино, итальянский антрополог, исследовал мощи Святителя Николая в Бари в 1953-1957 годах и в Венеции в 1992 году. Он точно установил, что в Венеции хранится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари. Только в венецианском ларце были прибавлены и еще чьи-то кости (в том числе женские и детские).




Бари - город-порт, столица региона Апулия. В X-XI веках из-за выгодного положения города на побережье Адриатики здесь находилась резиденция наместника византийского императора.




Строительство базилики Святителя Николая  в старой части города началось в 1087 году за крепостной стеной на территории двора наместника византийского императора.


Вид с набережной на базилику Святителя Николая в Бари (чуть правее центра фото)

Если идти с набережной, сразу за аркой, открывается вид на весь средневековый комплекс базилики, хранителями которой являются монахи доминиканского ордена Римско-католической церкви.




Главный фасад базилики заключён между двумя мощными башнями и имеет три портала. Три больших окна над ними раньше использовались как ниши для статуй. Слева - Византийская (войсковая) башня, справа - Норманская башня.


На горизонтальной надписи слева от входных врат - надпись об освящении верхней базилики в 1197 году

Базилика состоит как бы из двух храмов - верхнего и нижнего - крипты, где установлена рака с мощами Николая Чудотворца. Возраст крипты насчитывает почти тысячу лет, верхнего храма - чуть менее.


Справа на фото - вход в базилику Святителя Николая, слева - церковь Святого Григория

Архитектура комплекса разнообразная и сложная, но при этом смотрится он как единое целое.






Открытая галерея паломников

Единственная церковь византийского периода, которая не была снесена при постройке базилики, - церковь Святого Григория (конец X века). Монумент Святому Николаю Чудотворцу создан Зурабом Церетели и установлен во внутреннем дворе базилики в 2003 году.


Вид церкви Святого Григория

В центре фасада базилики - входные врата. Главный портал украшают скульптурные и архитектурные элементы. В углах дверного проёма находятся две фигуры парящих ангелов, выполненные в византийском стиле.




Фигура сфинкса на острие козырька символизирует непостижимость Божьей Воли.




Две восьмиугольные колонны опираются на двух могучих волов, расположенных на высоте человеческого роста. Волы как бы выходят из стены. Предполагается, что эти фигуры украшали дворец византийского наместника, а теперь они как бы охраняют вход в базилику. Внизу у основания косяков изображены человеческие фигуры, поддерживающие декоративный орнамент.


Главный портал. Скульптуры волов

Рога волов были золотыми. Фигуры волов напоминают о том, что Мощи Святого Николая были доставлены с корабля в город на повозке, запряжённой парой волов, Слева от волов находится гробница капитана одного из трёх кораблей, доставивших Мощи Святого Николая в Бари.




Справа от главного портала - боковой вход в базилику, слева - вход в музей Святого Николая.


Арка над правым порталом

Зайдя в собор, сначала попадаем в верхнюю часть базилики, украшенную скульптурным декором, часть которого была заимствованы от более древних византийских построек. Реставрационные работы проводились в 1928 - 1956 годах. В левом нефе находится статуя Святителя Николая (1794), которую 8 (21) мая два рыболовецких судна вывозят в море (примерно в 150 метрах от берега ), где её приветствуют на лодках многочисленные паломники.




Спускаясь по лестнице в крипту, перед входом  справа видим гробницу строителя базилики аббата Ильи. Барельеф, использованный для декорации гробницы, относится ко времени поздней Византии (III-V века). На барельефе изображены четыре философа в греко-римских тогах, беседующих друг с другом.


Лестница, ведущая в крипту

Саркофаг-реликварий с Мощами Николая Чудотворца находится в крипте церкви. Крипта, или подземная церковь, расположенная под поперечным нефом базилики, была построена ранее остальных частей храма. Считается, что первый аббат Илья использовал существовавший прежде зал дворца византийского наместника, возможно перенеся в него несколько капителей из снесённых византийских церквей. Строительство продолжалось два года, и в 1089 году аббат Илья пригласил папу Урбана II, чтобы перенести мощи под только что возведённый престол.


Вход в крипту





Крипта имеет форму прямоугольника со сторонами 31 м на 15 м. Реликварий отгорожен от публичного пространства высокой железной решеткой.




C 1969 года православным предоставляется право служить литургии и молебны непосредственно на Мощах Святителя в крипте базилики: православный молебен с акафистом Святителю Николаю - по понедельникам, вторникам, средам, пятницам и субботам в 11.00, по четвергам в 16.00; Православная Божественная литургия - каждый четверг (кроме дней Великого Поста) в 10.30.




Крестовый свод поддерживают 26 колонн, две из которых изготовлены из нумидийского мрамора, две - из коралловой крошки, одна из карского мрамора, а остальные - из греческого мрамора.




Капители всех 26 колонн крипты отличаются друг от друга по форме и происхождению. Встречаются капители двух стилей: византийского и романского.








Колонна из красноватого мрамора в железной ограде, находящаяся в правом углу крипты у входа, носит название чудодейственной. На протяжении нескольких веков она привлекает паломников, которые считают прикосновение к ней чудотворным.




Согласно легенде, Святой Николай совершал поездку в Рим. Проходя мимо дома женщины лёгкого поведения, он увидел колонну, восхитился её красотой и столкнул её в Тибр. Чудесным образом колонна оказалась в водах порта Мир. После своего возвращения Святой Николай поместил её в кафедральном соборе города. А потом таким же чудесным образом колонна появилась на поверхности моря в момент прибытия Мощей Святого в Бари. Но никому не удавалось вытащить её на берег. Наконец, в ночь перед захоронением Святых Мощей сам Святой Николай принёс колонну. Жители Бари услышали ночью колокольный звон и устремились в базилику, где увидели, как Святитель с двумя ангелами снесли уже поставленный аббатом Ильёй пилястр и установили на его месте колонну. Эта сцена показана на одном из полотен настенной росписи.


Настенная роспись школы Глири (1660)

Полукруглые живописные полотна со сценами из жизни Святого Николая находятся на стене, противоположной алтарю. На первом, считая от чудесной колонны, полотне изображено рождение Святого Николая. Ребёнок, стоя в лохани и поддерживаемый кормилицей, молится. Мать смотрит на него спокойно и умиротворённо.




Папа Урбан II освятил алтарь 1 октября 1089 года. В алтаре (слева) около иконы с ликом Спасителя находится светильник в форме лодки с сидящем в ней Святителем Николаем. Считается, что его семья владела рыболовецким флотом и что сам он был умелым моряком, поэтому Николай Чудотворец  является главным покровителем всех мореходов.




Мощи Святителя (около 75%) находятся ниже уровня пола.


На передней доске престола - дверца, которую открывают для того, чтобы верующие могли наклониться к гробнице и почтить мощи Святителя.

Икона Святителя Николая, находящаяся за мраморным надгробием, - дар Уроша III (1322-1331) в знак благодарности за возвращение ему зрения, которого его лишил отец в наказание за мятеж. Считается, что икона была написана при жизни Святого.




После II Ватиканского собора в 1966 году в базилике был сооружен восточный придел для православных богослужений. Иконы написаны хорватским иконописцем. Придел использовался несколько лет для служб румынской православной общины. Восточный придел является подтверждением экуменического призвания города Бари и Святого Николая.

DSC01103.jpg


Пол в крипте, вероятно, был реставрирован в конце XIX века после визита в 1892 году будущего императора России Николая II. Вновь мозаичный пол реставрировался в 1953-1957 годах.




Святое Миро - это жидкость, которая образуется в гробнице Святителя ещё со времён пребывания Святых Мощей в Мирах. Как установило исследование, проведённое в 1925 году в химической лаборатории университета города Бари, эта жидкость представляет собой воду особенной чистоты. Происхождение этой воды объясняется по-разному. Верующие считают, что жидкость образуется из Мощей Святителя. Другие считают, что жидкость сочится из мрамора гробницы. Некоторые объясняют образование жидкости естественной конденсацией пара. Лежащая в основании плита имеет небольшое углубление в центре для сбора Святого Миро. Мощи закрыты в течение года. Отверстие, ведущее к ним, открывается только вечером 9(22) мая в присутствии большого числа верующих. Миро, которое источается мощами (итальянцы называют его манной), собирается из гробницы с помощью специального насоса в сосуд и разбавляется святой водой. За год в гробнице накапливается в среднем всего 2-3 стакана Святого Миро.




Tags: Русская Православная Церковь, исторические места, история, святые
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 36
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments