-
blog_10101 wrote in uctopuockon_pyc
Профессиональное образование в Российской Империи. 1897г.
О профессиональном образовании в Дореволюционной России. Приведу выдержки из статьи Становление системы профессионального образования в дореволюционной России. Автор:Г.Р. Игтисамова.
Возникновение средних и низших технических училищ восходит к1860-м гг., если не считать более ранних попыток учредить в государственных имениях образцовые фермы и другие низшие школы с целью подготовки служащих и прочих специалистов для рудников и других равительственных предприятий. Именно с 1860-х гг. до революции 1917 г. система професс-ионального образования в дореволюционной России переживает время своего наивысшего развития. Особый тип профессионального учебного заведения представляли собой состоящие в ведении министерства финансов сельские ремесленные учебные мас-терские. Согласно положению о них, Высочайше утвержденному 10 марта 1897 г., сельские ремесленные учебные мастерские учреждались за счет казны или за счет обществ и частных лиц, в селениях или при сельскохозяйственных экономиях и заведениях для изготовления сельскохозяйственных машин, с целью подготовки для сельского хозяйства рабочих, опытных в уходе за земледельческими машинами и орудиями, в ремонте их и в изготовлении орудий и несложных частей названных машин, а также и других предметов сельского обихода, для производства которых требуется знание плотнично-столярного и кузнечно-слесарного мастерства. Обучение в учебных мастерских было бесплатным, про-должительность курса определялась министерством финансов для каждой мастерской в отдельности, в зависимости от объема преподаваемых знаний и умений. В низший класс сельских ремесленных учебных мастерских принимались подростки не моложе 14 лет, преимущественно обладающие познаниями по общеобразовательным предметам в объеме курса начальных училищ, но для заполнения определенного уставами мастерских комплекта учеников допускался прием лиц, хотя бы и не удовлетворяющих указанным требованиям, но во всяком случае обученных грамоте и счислению. Те из учеников, окончивших с успехом полный курс обучения в сельских ремесленных учебных мастерских, которые имели свидетельства об окончании начального или равного ему училища и прослужили на практике, по своей специальности, в сельскохозяйственных экономиях два года, получали звание сельского подмастерья, а те, которые прослужили пять лет – звание сельского мастера. Свидетельства на эти звания выдавались фабричным инспектором или губернским механиком, которым было вверено наблюдение за деятельностью сельских ремесленных учебных мастерских; непосредственное же заведование мастерской и общежитием при ней, если таковое учреждено, возлагалось на особого управляющего. ...»
Как пример можно привести Сельскую ремесленную учебную мастерскую им. Воденикова. «Учебная мастерская имени А. Д. Воденикова имела своей целью поднять благосостояние местного населения, улучшить культуру и промышленность в Ярославской губернии и охранить население от пороков...» Место для учебной мастерской в селе Глебове, на высоком берегу реки Волги, в количестве около пяти десятин выделило бесплатно по приговору от 27 декабря 1906 года Глебовское сельское общество. 30 июня следующего года состоялась закладка зданий мастерской, а 30 августа 1908 года — освящение и открытие нового учебного заведения. По плану гражданского инженера А. В. Кенель для мастерской были построены: каменный двухэтажный дом с пристройкою, где размещались: на нижнем этаже — слесарная и столярная мастерские, комната для готовых изделий, комната для склада материалов, на верхнем этаже — спальни учеников, рисовально-чертёжный класс, комната для учебных пособий и вечерних занятий, помещение для больных учеников, столовая, кухня и др.; каменное здание для кузницы и литейной; деревянное одноэтажное здание, где находились квартиры управляющего и трёх мастеров; деревянная баня и прачечная; два деревянных сарая для хранения материалов и сельскохозяйственных машин, а также жилое помещение для литейного мастера; деревянный ледник и колодец. При колодце был поставлен ручной насос, посредством которого легко и быстро вода по трубам поднималась наверх. Мастерская имела собственный огород и сад. Весь отведённый участок был обнесен забором. Также следует отметить хорошее оборудование мастерской. Это различные станки и приборы, дававшие возможность изготавливать многие сельскохозяйственные орудия труда на заводских началах. В 1911 году в мастерской было устроено собственное электрическое освещение от двигателя в 15 лошадиных сил. В апреле 1912 года поставлены 60 аккумуляторов, благодаря которым появилась возможность освещать все помещения в основном здании, а также квартиры управляющего, мастеров и двор с 6 часов вечера и до утра.
воспитанники мастерской производили как сельскохозяйственные изделия: грабли, лопаты, бороны, плуги, соломорезки, сеялки, веялки, молотилки, так и предметы механико-технических производств: двигатели внутреннего сгорания, насосы, электромоторы, токарные станки простые и винторезные с приспособлениями для фрезеровки и других специальных работ, машины для обработки металла и дерева. Ученики изготавливали разного рода мебель и предметы домашнего обихода, а также производили чугунное и медное литьё В 1915 году все работы, производимые в слесарной мастерской — изготовление сельскохозяйственных орудий, машин, частей к ним и др. — пришлось приостановить и заняться почти исключительно заказами Государственной обороны. По этой причине учебная мастерская получила дополнительное оборудование, а управляющий и кузнечный мастер для правильного исполнения военных заказов были направлены в Петроград с целью изучения постановки дела на столичных заводах. Все поступающие заказы для обороны страны выполняли ученики слесарной мастерской всех четырёх классов. Работали в две смены, по 8 часов каждая. Рабочий день в слесарной мастерской продолжался по 16 часов, начиная с 7 утра и до 23 часов вечера без перерыва. ученики не изучали общеобразовательных или специальных дисциплин, а получали практическую подготовку во время изучения ремёсел и при работе с сельскохозяйственными механизмами. Положением предусматривалась лишь необходимость овладения навыками черчения и рисования. Внедрение в учебный процесс мастерских образовательных предметов было явлением единичным и объяснялось, во-первых, низким уровнем начального образования учащихся, а во-вторых — активным развитием технологий и техники, которое требовало получения более-менее приличных знаний по точным наукам. Полный курс обучения в сельской ремесленной учебной мастерской им. А. Д. Воденикова продолжался четыре года и распределялся на четыре класса. В первые два года шло общее обучение всем ремёслам: слесарному, кузнечному, литейному, плотницко-столярному и модельно-столярному. В последующие два года ученики проходили обучение уже по специальным ремёслам: слесарно-механическому, кузнечному, литейному и столярно-модельно-токарному. Кроме указанных ремёсел во всех классах преподавали также черчение и рисование. Время, отведённое ученикам на работы в мастерской, на уроки черчения и рисования, не превышало восьми часов в день, не считая двухчасового перерыва на обед и отдых, а также ежедневных вечерних занятий русским языком, арифметикой, геометрией, технологией по одному часу в день. Раз в неделю по вечерам священник церкви села Глебова Д. Н. Соловьёв проводил со всеми учениками духовно-нравственные беседы, а священник села Ивановского П. П. Меценатов обучал их пению молитв и светских песен. Для наилучшего препровождения свободного и праздничного времени ученики, совместно с воспитателем или управляющим, посещали богослужения в церкви села Глебова, устраивали прогулки по берегу реки Волги, в лес, играли в городки, мяч, зимой катались на санках, лыжах, коньках. Желающие могли играть на музыкальных инструментах — собственных или приобретённых мастерской. Для ремесленной мастерской было весьма важно, чтобы окончившие курс обучения ученики, кроме знаний, приобрели твёрдые нравственные устои, весьма важные для дальнейшей жизни. Особый воспитатель в течение всего дня следил за поведением учеников, чтобы они не опаздывали на занятия, не грубили старшим и своим товарищам, не курили и др. Ученикам, нарушившим установленные правила поведения, делался выговор или замечание. Более серьёзные проступки разбирались на Совете и принимались воспитательные меры: ученик оставался без отпуска домой во время праздничных каникул, вызывались родители, понижался балл за поведение, ученик лишался права бесплатного проживания в общежитии, а в особых случаях — исключался. При мастерской имелось общежитие для учеников, где они получали полное содержание: кровать с постельными принадлежностями, обед и ужин из двух блюд, и два раза в день чай с хлебом. Одеждой и нательным бельём учащиеся не обеспечивались. Последнее выдавалось только, если изыскивались на это средства. Например, из 69 учеников, обучавшихся в 1911 году, только четверо жили у своих родителей в селе Глебове, а остальные 65 помещались во вновь отстроенном здании общежития. Плата за проживание в нём в размере трёх рублей (позднее пяти) взималась с учеников из обеспеченных семей. Дети бедных родителей пользовались общежитием бесплатно.
После революции, сельские ремесленные учебные мастерские были ликвидированы. На базе тех, которым повезло не быть разграбленными, чуть позже, были созданы техникумы.
Источники: раз, два, три, четыре, пять.
Использован сервис https://9may.mail.ru
Community Info
- Current price20 LJ Tokens
- Social capital14 932
- Community readers
- Duration5 hours
- Minimal stake20 LJT
- Rules
- View all available promo