project_ancient (project_ancient) wrote in uctopuockon_pyc,
project_ancient
project_ancient
uctopuockon_pyc

Categories:

Руины Кавказа. Грузия. Самцхе-Джавахети Ч.2



Руины Кавказа. Грузия. Самцхе-Джавахети Ч.1
01.jpg

Храм Кумурдо

В нескольких километрах от пещерного монастырского комплекса Вардзия, в селе Кумурдо Ахалкалакского муниципалитета, на склоне горы находится один из замечательнейших памятников церковной архитектуры Грузии. Храм не отличается обширностью размеров и не блещет обилием причудливой резьбы и барельефными украшениями, а поражает красотою своих форм, удивительною пропорциональностью частей, умелым подбором материала и чистотою работы. План его крестообразный, и если соединить концы креста, то получится правильный квадрат, каждая сторона которого равняется 17,78 м. Стены облицованы светло-желтым песчаником чистой и изящной тески.
Сохранившиеся надписи на стенах рассказывают, что храм был построен архитектором Сакоцари в 964-м году. Во время правления Баграта IV (1027 - 1072) для храма была построена южная стоа (галерея-портик). Известный грузинский историк и географ царевич Вахушти Багратиони живший в 18 веке так упоминает об этом замечательном соборе: “Выше Цуны и к югу от неё, на краю обрыва Джавахетскаго плоскогорья, на равнине, находится Кумурдский храм, с куполом, весьма больших размеров, прекрасной постройки. Там сидел епископ, пастырь всей Джавахетии”.

1.1-sharpen-sharpen.png

1.2sharpen-focus.png

1.3.jpg

Церковь в Паравани (Родионовка)

Церковь в бывшем в духоборческом селе Родионовка, ныне деревня с армянским населением (98%). Её очень кратко, буквально двумя словами описал в своем небольшом труде “Ахалкалакский уезд в археологическом отношении” этнограф И.П Ростомов - "В Родионовке (прежней Парване) сохранились две старинные церкви. Одна из церквей довольно большая. Вот фотографический снимок с неё (смотрите ниже). На ней сохранились только следующие две надписи на южной стене: “Христе, помилуй Павла. Аминь”. Выше этой надписи, ближе к карнизу, другая надпись, но того же содержания: “Христе, помилуй Павла”.
2.1-sharpen-sharpen.png

С этими двумя церквями получается странная путаница. Они обе дожили до наших дней: одну отреставрировали и смотрится она, как новенькая, вторая небольшая по размеру церквушка, как утверждается в википедия с поврежденными стенами и крышей некому не нужна. Та же википедия дает информацию о имеющихся надписях на стенах отремонтированной церкви, одна из которых, нам уже знакома - "Христе, помилуй Павла". Не думаю, что подобная надпись имелась на обоих храмах в Родионовке. Однако современный облик храма с выше приведенными надписями мало соответствует виду храма с надписями на старой фотографии. Смотрите сами.
2.2. 2020-08-01_140002-gigapixel-scale-2_00x.png
Предполагаю, что: либо Ростомов, либо авторы статьи в википедии ошиблись, описав совсем другую церковь. Есть вариант, что на фотографиях одна и та же церковь, а “накосячили” реставраторы. Они решили не восстанавливать сложную, полукруглую крышу храма, а обойтись вариантом попроще - двухскатной крышей.

Шоретский монастырь

Шоретский монастырь расположен в скалистом ущелье, в 6 км к северо-востоку от села Ота. В состав монастырского комплекса входят несколько сооружений: церковь, колокольня, скрипторий, небольшая часовня и каменных кели. Главная церковь, посвященная Георгию Победоносцу на протяжении своей истории несколько раз подвергалась перестройке и реконструкции. Самая ранняя фаза строительства, вероятно VI—VII век, обозначена кирпичной кладкой в двух склепах и трапезной, а также каменной стелой с резным стилизованным крестом, встроенной в дверной проем под алтарём. Верхний этаж — удлиненный, внутри — крестообразный зал. На первом этаже есть крыльцо с южной стороны. Колокольня с девятью арочными проёмами формирует пристройку к крыльцу, которое было увеличено для этой цели в 14 или 15 веке. На южном фасаде церкви композиция из двух арок, опирающихся на восьмиугольную колонну и образующих вход, увенчанный третьей аркой. Небольшая часовня и скрипторий (мастерская по переписке рукописей), примыкающие к церкви на юге и западе соответственно, были построены в XII или XIII веке, когда церковь, по-видимому, была значительно расширена и превращена в лавру. Подступы к монастырю прикрывали две небольшие крепости: недалеко от монастыря на высоком скале находилась крепость Шолота или Шоретис-цихе, с другой стороны, на вершине горы стояла другая крепость, известная как Варазас-цихе. В 2007 году комплекс был включён в список недвижимых культурных памятников национального значения, а в 2018 году церковь была полностью реконструирована.
3.1.png

3.2.png

3.3.jpg

Монастырь Чуле

Чулевский (Чулский) мужской монастырь Святого Георгия расположен на левом берегу реки Кваблиани, недалеко от города Адигени, в исторической области Месхетия. Монастырь на этом месте появился уже в XI веке, однако нынешняя постройка датирована второй половиной XIV века. Главный храм монастыря, купольная церковь расписана фресками, среди которых имеются изображения покровителей монастыря, представителей местного княжеского дома Джакели. В своём архитектурном плане Чуле имеет ряд общих черт с расположенными поблизости церквями Зарзма и Сапара: прямоугольная, без выступов форма здания, купол, опирающийся на стены алтаря, и две крестообразные колонны. В 16 веке, после османского завоевания Месхетии, Чулевский монастырь пришёл в упадок и был полностью заброшен. Местные жители, в то время являвшиеся ещё христианами, спасли колокола и некоторые другие церковные предметы, закопав их в прилегающем лесу. Колокола были случайно обнаружены в 1980-х годах и переданы в дар Ахалцихскому краеведческому музею, а затем переданы монастырю. К началу XX века монастырь оставался заброшенным. В советское время два раза предпринималась безуспешные попытки реставрации древнего памятника архитектуры: в 1935—1936 и в 1970—1980-х годах. Только в 2003 году были начаты систематические реставрационные работы, в целом завершённые к настоящему времени.
4.1.png

4.2.png

4.3.jpg

Церковь в Цунде

Церковь Святого Иоанна Крестителя в Цунде возвышается на небольшой скалистой возвышенности, совсем рядом с деревней Накалакеви (бывший город). Сщитается, что некогда в этой местности находился процветающий и сильно укрепленный город Цунда, являвшийся центром политической и религиозной жизни Джавахетии. Упоминание о Цунде можно найти в Картлис-Цховреба (Житие Грузии) и в летописях времен Александра Македонского. Сама церковь не настолько древняя. Архитектура храма, орнамент, характер резьбы по камню и надписи свидетельствует, о том, что храм был возведен на рубеже XII-XIII веков. Построен он, из хорошо обработанных камней желтоватого оттенка, причем из за наличия своеобразного подвала сооружение кажется двухэтажным. Церковь богато украшена растительным и геометрическим орнаментом выполненным с высоким мастерством. На южной и восточной стороне имеется пилообразная диагональная линия, на западной и северной - непрерывная цепочка круглого орнамента. Ранее имелось два входа в храм. Впоследствии вход с запада был аккуратно заделан тесаным камнем. Над этой “замурованной” дверью имеется надпись следующего содержания – “Во имя Бога, я, Ичкит, Гургена сын, построил церковь сию, во имя Святого Крестителя, для молитвы моей и родителей моих”.
5.1.png

5.2.png

5.3.png

Церковь в Тисели

Одна из двух церквей некогда бывшего монастырского комплекса, в 1,5 км к юго-востоку от села Тисели. Приблизительное время постройки храма датируется XIV - XV веками. Он неоднократно достраивался и ремонтировался о чем говорит неоднородность строительного материла: барабан до окон сложен из тесаного камня, выше до свода из тонкого кирпича, а сам свод барабана из булыжника. Стены храма были облицованы хорошо обработанными квадратными плитами, от которых почти нечего не осталось. Путешествующий по Грузии в начале 20 века археолог и историк Эквтиме Семёнович Такаишвили описывал церковь так - "Стены сложены из тесанных камней, но в некоторых местах находим, вероятно, позднейшие заделки из рваных плит. Барабан с шатровым прикрытием не такой высокий, как в Биети, просветов в нём четыре. Фасады лучше обработаны с видных сторон, с запада и юга. Окна этих сторон полукруглы, с красивыми резными наличниками. Западное окно главного нефа, кроме того, имеет и розетки по сторонам. Следов живописи не видно. Двери имеются с запада, юга и севера, но последняя проделана, как видно, гораздо позже”.
6.1.jpg

6.2.jpg

Церковь Кочио

Церковь Кочио – зальный храм, памятник грузинской церковной архитектуры X века. Построена церковь из больших каменных блоков красноватого оттенка. С востока и запада в стенах имеются небольшие окна над которыми выбиты рельефные изображения креста. Попасть в церковь можно с южной стороны. Был вход и с запада, но данный момент он заделан.
7.1.png

7.2.jpg

Читахевская церковь святого Георгия или монастырь Мцване (Зеленый монастырь)

Небольшой, мужской монастырь расположенный в узком лесистом ответвлении Боржомского ущелья. Монастырь построен из редкого камня – зеленого гранита, поэтому он еще известен как зеленый монастырь. Его здание занимает площадь в 14,5 на 19,2 метров. Центральный неф окружен с юга и запада двусторонним проходом. Церковь венчают полукруглая апсида на юге и пастофорий на севере. В северном углу апсиды есть узкая дверь, внутри арочная, а внешне увенчанная архитравом. Церковь плохо освещена, свет проникает преимущественно через два окна, прорезанных в апсиде. Как внутренние, так и внешние стены просты, лишены какого-либо значительного декора; следы фресок, вероятно, написанных в XII или XIII веке, сохранились в апсиде и на западной стене. Возвели его в IX веке ученики великого грузинского старца Григория Хандзийского. О начальной истории и о жизни монастыря вплоть до 15 века мало что известно. В 14 веке была построена часовня с колокольней которая довершила архитектурный облик монастырского комплекса. В 1541 — 1554 гг. персидский шах Тахмасп I совершил четыре военных похода на грузинские царства. В одном из них кызылбаши добрались до монастыря Святого Георгия и учинили жестокою бойню, убив всех кто находился на его территории. В наше время существует легенда, что красный цвет на некоторых валунах лежащих в быстром горном ручье протекающим через территорию монастыря, ничто иное как кровь невинно убиенных иноков и насельников монастыря.
Постепенно, в результате непризывных набегов персов и турок долина Боржоми обезлюдила и в XVIII веке монастырь был заброшен. Простояв в полуразрушенном состоянии более двухсот лет он был возрождён в 2003 году.
8.1.png

8.2.JPG

Церковь в селе Сагамо

В труде, уже знакомого нам этнографа И.П Ростомова есть упоминание о селе Сагамо и его церквях – “Ныне в Сагамо живут исключительно мусульмане. В старину же селение это, заметно, было не из последних между грузинскими селами Джавахетии. Об этом свидетельствуют развалины трех довольно больших церквей. Представляю фотографический снимок ( см ниже) той церкви, которая лучше сохранилась. Когда построены церкви, неизвестно. Но местные землевладельцы, Асанхановы, рассказывали мне, что предки их пришли сюда из Борчалинскаго уезда двести лет тому назад, и церкви эти стояли уже тогда в таком же виде. Кругом всех трех церквей множество могил и намогильных памятников в виде лошадей, баранов и т. д
9.1.png

Церковь Ликани Святой Девы Марии

Строительство этой церкви, от которой мало что осталось датируется VII-IX веками. Предположительно в XVI к западной стене церкви была построена колокольня, в архитектурном плане очень напоминающая колокольно Зеленого монастыря. Её нижний этаж имеет форму куба с массивными стенами из необработанных огромных камней. Из надписи на левой стороне входа в колокольню мы узнаем, что церковь была построена представителями рода Авалишвили: Кишвардом Авалишвили и его женой Тамар.
10.jpg


Subscribe

promo uctopuockon_pyc ноябрь 17, 2016 11:36 39
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments