
Б.Н. Яковлев. Москва. Вид на Кремль со стороны Москворецкого моста, 1936. Художественный музей, Сочи
Наверное, это одно из последних живописных произведений, где запечатлён старый Москворецкий мост, построенный в 1872 году и соединявший улицы Москворецкую и Балчуг. Через пару лет он был разобран для постройки нового моста, расположенного ближе к Кремлю. На картине изображёна историческая часть Москвы. Мы видим Арсенальную башню, крепостные стены, Спасскую башню, Васильевский спуск. По Москворецкому мосту идут пешеходы, просматриваются черные силуэты машин, идут трамваи. Город кажется суровым и строгим, нет в картине ни парадности, ни оптимизма.
Её автор Борис Николаевич Яковлев (1890-1972) - уроженец Москвы. В 1917 году он окончил Московский университет, а затем - Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были А.М.Васнецов и А.С.Степанов - преставители русского реалистического искусства. В историю советского изобразительного искусства художник вошёл как мастер индустриального и лирического пейзажа. Работы художника хранятся почти во всех крупнейших музеях России, а эта картина находится в Сочинском художественном музее.
Есть и более ранние картины с изображением этого моста. В 1914 году панораму Москвы с видом на Кремль с Москворецкого моста написал в импрессионистском стиле художник Константин Алексеевич Коровин (1861-1939). Эти две Москвы так непохожи, хотя оба художника - представители московской живописной школы, участники выставок Союза русских художников.
На картине та же панорама с видом на Кремль, Собор Василия Блаженного и дома, стоявшие раньше на месте Васильевского спуска, включая белую колокольню храма Николая Чудотворца Москворецкого. На переднем плане - тот же старый Москворецкий мост в том виде, в котором он был с начала 1870-х годов до 1938 года. Но картина выполнена художником в светлых, солнечных тонах, и настроение её другое.

Константин Коровин. Москворецкий мост. 1914. Холст, масло. 104 × 134 см. Государственный исторический музей, Москва
Ещё одно произведение примерно того же периода - картина Константина Фёдоровича Юона (1875-1958). Это очень яркая, многоцветная и многофигурная акварель, которая запечатлела простой быт большого города. На картине зима или самое начало весны, в город движется огромное количество пешеходов, груженых саней, ямщиков с седоками, крытых экипажей и даже красный трамвайчик "Аннушка". Жизнь большого города кипит.

Константин Фёдорович Юон. Москворецкий мост,1911. Бумага, акварель, белила. ГТГ
Из ещё более раннего времени - две картины художников-иностранцев, живших долгое время в Москве. Иосиф Андреевич Вайс (1814-1887) был немецким художником-пейзажистом, который работал в России. Он известен своими акварельными видами Москвы и Санкт-Петербурга. Вайс появился в России в 1839 году в качестве придворного живописца герцога Макса Евгения Лейхтенбергского в Санкт-Петербурге. Некоторые из его работ были выполнены по приказу царя Николая I и его дочери, великой княгини Ольги Николаевны.

Иосиф Андреевич Вайс. Вид Москворецкого моста, 1857
Художник-портретист пушкинской эпохи, член Венской Академии художеств К.К. Гампельн (1794-1880-е) родился глухонемым в Москве. В возрасте шестнадцати лет он был отправлен в Вену, где находился в специальном училище при Императорской Академии изящных искусств. В 1817 году К.К. Гампельн возвратился в Россию полностью сложившимся художником и педагогом. В Санкт‐Петербурге пользовался покровительством императрицы Елизаветы Алексеевны и президента Императорской Академии художеств А. Н. Оленина. Преподавал рисование и гравирование в Училище для глухонемых. В 1826 году, вероятно, из‐за суда и следствия по делу декабристов, вынужден был переехать в Москву. В 1827 году он был определен художником в мастерскую команду при Московской военно‐рабочей бригаде.

К.К. Гампельн. Закладка Москворецкого моста, 1830. Бумага, акварель, белила, бронзовая краска, тушь, перо
Из истории старейшей переправы в Москве: С 1498 года существовал наплавной мост на пути от Тверской дороги к Серпуховской. В 1789 году решено построить первый деревянный мост. Ширина сооружения была 10 метров, а еловые бревна служили сваями. Продержалась эта конструкция тридцать лет. По проекту инженера П.Я. де Витта в 1829 году были возведены каменные быки трёх деревянных пролётов по 28 м. В 1870 году мост сгорел, по проекту архитектора А.Е. Струве был спроектирован и вскоре построен прочный мост из камня и металла. Он был разобран в 1938 году. И затем был построен Новый Большой Москворецкий мост (архитекторы А. В. Щусев, П. М. Сардарян, инженер В. С. Кириллов), который стоит по сей день.