volynko wrote in uctopuockon_pyc

Categories:

Москва - Третий Рим ч.I

История разделения Русской православной церкви на старообрядчество и никонианство началась в XVII веке. Вокруг царя Алексея Михайловича возник "кружок ревнителей благочестия", мечтающих о церковных и государственных реформах. В его правление произошёл раскол в русской церкви, вызванный действиями патриарха Никона по унификации церковных обрядов и исправлению богослужебных книг. Приверженцев старой веры жестоко преследовали церковные и светские власти. [1]

Спас Нерукотворный. Поклонение Кресту. Двухсторонняя икона. Новгород XII в.
Спас Нерукотворный. Поклонение Кресту. Двухсторонняя икона. Новгород XII в.

Одним из результатов его деятельности был царский указ, требующий, чтобы ближе к вечеру по субботам (когда народ должен идти в храм) прекращалась торговля и закрывались бани. В 1652 году один из членов кружка — Никон — стал патриархом. Вдохновленный идеей "Москва — Третий Рим", Никон стремился перестроить жизнь русской церкви, взяв за образец Второй Рим — Константинополь, и в связи с этим занялся исправлением богослужебных книг и церковных обрядов.

Киотный крест XVIII в. Похожий крест носил преподобный Серафим Саровский.
Киотный крест XVIII в. Похожий крест носил преподобный Серафим Саровский.

В 1453 году турки захватили Константинополь, и Русь осталась единственным самостоятельным православным государством. Тогда и возникла идея Третьего Рима, нового центра православного мира.        Реформа проводилась с удивительной бестактностью. И дело тут не в самих новшествах (богослужебные книги на Руси правились постоянно), а в резком и огульном отрицании всего старорусского чина — его не просто заменили, но объявили ложным, еретическим. Значительное число православных не приняли нововведений и, в свою очередь, сочли Никона еретиком. Их стали называть старообрядцами, староверами, раскольниками.

Cтарообрядцы считали правильным только восьмиконечный крест, отвергая все другие его разновидности.

Люди были поставлены перед труднейшим выбором — большинство было вынуждено подчиниться своим пастырям, не осмелившимся ослушаться патриарших распоряжений. Но многие сильные духом, преданные освященной веками национальной церковной традиции, не приняли новшеств, строго вводимых в богослужебную практику патриархом Никоном, и были готовы пострадать за «веру отцов и дедов». 

Милорадович С.Д. "Путешествие Аввакума по Сибири" (1898)
Милорадович С.Д. "Путешествие Аввакума по Сибири" (1898)
Наперсная икона двухцветная
Наперсная икона двухцветная


Раскольников — противников реформы жестоко преследовали, что вынуждало их покидать обжитые места и бежать в отдаленные местности. 

На протяжении двух с половиной столетий старообрядцы жестоко преследовались государственной властью, не имея возможности открыто строить свои храмы и монастыри.

Постоянно перевозить на новое место большие храмовые иконы было затруднительно. 

Образцы выговской христианской металлопластики XVIII - XIX вв.
Образцы выговской христианской металлопластики XVIII - XIX вв.

Громоздкие иконы падали, трескались, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Поэтому именно литые иконы медного литья оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. 

Начало и расцвет старообрядческого производства меднолитых крестов, икон и складней традиционно связывают с Выговскими монастырями и скитами. 

Глухие непроходимые места к северо-востоку от Онежского озера по берегам реки Выг, далекие от поселений и административных центров, оказались наиболее подходящими для убежища гонимых старообрядцев.

«Древо высоко от земли возрасте»: выговские настенные листы с изображением родословия братьев Денисовых
«Древо высоко от земли возрасте»: выговские настенные листы с изображением родословия братьев Денисовых

 B 80-e годы XVII столетия здесь стали возникать первые скиты иноков северных монастырей — хранителей древних церковных обрядов. Главными проповедниками древнего благочестия стали монахи Соловецкой обители, покинувшие монастырь во время осады его царскими войсками в 1668-1676 годы, закончившейся кровавой расправой над непокорными приверженцами старых обрядов. Постепенно сюда стали переселяться крестьяне-староверы из окрестных мест — так недалеко друг от друга возникло несколько поселений: Андрея Денисова, Даниила Викулина, 3ахария Дровнина и инока Корнилия. Осенью 1694 года, после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, с благословения инока Корнилия было положено начало общему житию — возникло Выговское общежительство. 

 Многие старообрядцы приходили на Выг целыми семьями, и связь между членами семей не прерывались даже в условиях раздельного монастырского проживания. Семьи, поселившиеся в суземке, нередко объединяло общее занятие, ремесло. Знание истории своего рода, ежедневное поминание в молитвах, уважение, любовь и поддержка членов семьи были христианской нормой, которой следовали выговцы. Образцом для обитателей Выга служила жизнь первых наставников представителей рода Денисовых-Вторушиных. Члены большой семьи Денисовых возглавляли общежительство без малого сорок лет.

Изображение Выговской обители (фрагмент настенного листа «Родословное древо Андрея и Семена Денисовых», начало XIX века)
Изображение Выговской обители (фрагмент настенного листа «Родословное древо Андрея и Семена Денисовых», начало XIX века)

Под руководством заботливых наставников жизнь старообрядческой пустыни стала налаживаться по монастырскому чину, ее основатели взяли за основу общежитийный Иерусалимский устав, принятый во многих русских обителях. Для создания своего выговского устава наставники изучали уставы знаменитых монастырей — Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Троице-Сергиева и Иосифо-Волоколамского. Следуя старой монастырской традиции в Выговской пустыни постепенно была собрана богатейшая библиотека древнерусских рукописей и старопечатных книг, создан свой скрипторий, замечательные книги которого увозились в разные концы России.

Источник: Скляров Г.А. "Князья, цари и императоры России. Алексей Михайлович". ч. № 23. 2016 год.

Статья проиллюстрирована предметами из  коллекции Дмитрия Анатольевича Остапенко, а также выловленных в бескрайних просторах Интернета.

promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 36
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded