volynko (volynko) wrote in uctopuockon_pyc,
volynko
volynko
uctopuockon_pyc

Categories:

Новая техника в строительстве Волго-Донского судоходного канала

Первой грандиозной послевоенной стройкой было строительство  Волго-Донского  судоходного  канала, идея которой вынашивалась еще Петром I.

Под руководством адмирала Корнеля Крюйса были проведены изыскания и составлен проект «прокопа» из Иловли в Камышинку.

Крюйс войдет в историю благодаря составленной им карты под названием «Новая чертежная книга  содержащая великую реку Дон»
Страница из Атласа Крюйса со схемой канала между Иловлей и Камышинкой



схема канала между Иловлей и Камышинкой
схема канала между Иловлей и Камышинкой
Петр Алексеевич не оставляет попыток связать Волгу и Дон. И в 1702 г. начинаются работы по устройству канала в районе Иван-озера, соединяющего Дон с Шатом – притоком Упы, впадающей в Оку, – приток Волги. Этот канал строился по проекту самого Перри и получил название Епифановские шлюзы.
На канале предполагалось соорудить 33 каменных шлюзов, общая длина шлюзовой части 229,4 км. Работы продолжались до 1707 г., было сооружено 24 каменных шлюза.

фото пользователя Viktoria310892. Запечатлены остатки Петровского канала в городе Петровский вал.
фото пользователя Viktoria310892. Запечатлены остатки Петровского канала в городе Петровский вал.

Пишут, что несмотря на недостроенность канала, по нему прошли около 300 судов.  После поражения  от турок в 1711 г. и отдачи им Азова и Таганрога работы были остановлены. Выход в мировой океан южным путем становится не актуальным надолго.В 1806-10 годах при Александре I работы возобновились, и было построено еще 3 шлюза. Затем последовал новый перерыв, и уже в 1839 г. при Николае I  последовало распоряжение об упразднении канала и распродажи оставшихся материалов.

А на одной из карт, кроме Багаевского, обозначен шлюз ниже Ростова-на-Дону.
А на одной из карт, кроме Багаевского, обозначен шлюз ниже Ростова-на-Дону.

В 1948 году Совет Министров СССР утвердил генеральную схему Волго-Донского судоходного канала, разработанную институтом «Гидропроект».

В состав комплекса сооружений, разработанного под руководством академика Сергея Яковлевича Жука, вошли: Волго-Донской судоходный канал, Цимлянский гидроузел, система оросительных каналов. Авторами проекта судоходного канала явилась группа инженеров во главе с Андреем Васильевичем Михайловым. канал начал строиться.


Лето 1951. Подготовка к перекрытию старого русла Дона

Лето 1951. Подготовка к перекрытию старого русла Дона

Кратчайшее расстояние между Волгой и Доном равно 58 километрам. Но на этом месте водораздел имеет максимальную высоту - 130-150 метров над уровнем Волги, и потребовался бы колоссальный объем земляных работ или сооружение большого количества шлюзов. Было избрано другое направление для трассы канала, и не по прямой, а по несколько изогнутой линии. Хотя общая длина канала при этом увеличивается до 101 километра, зато намного облегчается его строительство, так как здесь уровень водораздела понижается до 88 метров.


Волго-Донской канал на марке СССР "Великие стройки коммунизма"

Волго-Донской канал на марке СССР "Великие стройки коммунизма"
Художник В.Г. Лень. Монтаж портального крана.

Художник В.Г. Лень. Монтаж портального крана.

При воплощении данного проекта стало возможным избежать дорогостоящих взрывных работ по удалению каменистой гряды на трассе будущего канала. Кроме того, канал на протяжении 45 километров должен пройти по водохранилищам - Варваровскому, Береславскому, Карповскому, и на искусственное русло приходилось, таким образом, всего 56 километров. Как ни близко подходят друг к другу Волга и Дон, соединить их самотечным каналом невозможно, так как они лежат на разных уровнях: Волга значительно ниже Дона

Трасса канала спроектирована в виде сложной лестницы из ступеней-шлюзов, по которым суда должны подниматься и опускаться. Для питания канала, на шлюзование и испарение требуется огромное количество воды. Решено подавать ее из Дона.

Проблема маловодья Дона разрешалась сооружением громадной плотины, которая, перегородив русло реки, поднимет ее уровень и образует водохранилище. Перекачивать воду в канал, на вершину водораздела, должны мощные водонасосные станции.


Колонна автомашин стоит на погрузке грунта экскаватором ЭШ 14.65.

Колонна автомашин стоит на погрузке грунта экскаватором ЭШ 14.65.

Шагающий экскаватор в апокалипсическом пейзаже.
Шагающий экскаватор в апокалипсическом пейзаже.

Своеобразным символом Волго-Дона стали впервые примененные именно на этой стройке невиданные доселе гигантские землеройные агрегаты - шагающие экскаваторы ЭШ-14/65. Их выпустили на знаменитом свердловском заводе - Уралмаше, под руководством начальника специального КБ этого завода, лауреата Сталинской премии Б.И. Сатовского.



Шагающий экскаватор ЭШ 14.65.

Шагающий экскаватор ЭШ 14.65.

В популярнейшем тогда журнале «Огонек» была опубликована фотография, на которой в ковше этого экскаватора-гиганта свободно разместился автомобиль «Победа». А другой фоторепортер усадил в ковш целый пионерский отряд...

На этой крупнейшей стройке нашей страны в пятидесятые годы и был использован шагающий экскаваторы ЭШ 14.65. Экскаваторов было смонтировано на Волго-Доне, целых 5 штук.

Экскаваторы, монтажниками были смонтированные и пущены, полностью в срок, но ещё не сданы в эксплуатацию ввиду лимита электроэнергии, необходимой для опробования машин под нагрузкой. Поэтому бригада наладчиков ждала неделю-две до пуска ТЭЦ, которая должна была обеспечить испытание экскаваторов электроэнергией. Монтажники ждали пуска одного из блоков Цемлянской  ГЭС, от которой будет подаваться электроэнергия для их экскаватора.


Цемлянская ГЭС
Цемлянская ГЭС

В статье идёт разговор о больших 14 м3 карьерных экскаваторах, которые работают за счёт электроэнергии запитывающих двигатель (электрический, как у электровоза), через кабель. Для этого экскаватора необходимо семь тысяч киловатт, на пусковой момент эта мощность значительно ещё выше.


Внутри машины имелась собственная телефонная связь между обслуживавшими ее 17 рабочими.
Внутри машины имелась собственная телефонная связь между обслуживавшими ее 17 рабочими.

Нестандартный подход в создании «новой технике».

Удивительная вещь – вдохновение. Приходит неожиданно и из самых невообразимых источников. Инженер Х.А. Винокурский решенил сделать стрелу новой машины «ажурной» - из труб.

Работая в институте НИИ «Энергосетьпроект» из таких труб проектировал опоры ВЛ.
Другой пример нестандартного подхода в работе над тем же ЭШ 14.65: в 150-тонной поворотной платформе надо было расточить отверстия с точностью до долей миллиметра.


Экскаватор ЭШ 14.65 в работе
Экскаватор ЭШ 14.65 в работе

Группа технологов под руководством А. А. Любимова, при участии главного инженера завода С. И. Самойлова, предложила не заготовку нести к станку, а станок к заготовке. Так и сделали. Но, наверное, самым принципиально новым решением было решение заставить ходить экскаватор с помощью гидравлики.
Самый первый экземпляр машины отправили на Волго-Дон, потом он работал на добыче угля до 1979 года, тридцать лет, побив все рекорды долголетия таких машин. http://uralmashidea.ru/voploshchennye-idei/12-ekskavator-esh-14-65.html

Вот лишь несколько технических характеристик шагающего экскаватора. Длина стрелы - 65 метров, глубина разработки грунта - до 45 метров, емкость ковша - 14 М3 Общая мощность 48 электромоторов этой машины - семь тысяч киловатт.
Перемещался экскаватор с помощью опорных гидравлических «лап».


Николай Жуков. Портрет экскаваторщика Ивана Ермоленко.© Волгодонский эколого-исторический музей
Николай Жуков. Портрет экскаваторщика Ивана Ермоленко.© Волгодонский эколого-исторический музей

Внутри машины имелась собственная телефонная связь между обслуживавшими ее 17 рабочими. В смену экскаватор перемещал до пяти тысяч кубометров грунта.
Он заменял, таким образом, труд десяти тысяч землекопов. Интересно, что вездесущие журналисты подсчитали тогда: при царе Петре I, когда была предпринята попытка строительства Волго-Донского канала между Иловлей и Камышинкой, за три года было перемещено 650 тысяч кубометров земли, и работу эту - как известно, не доведенную до конца – выполняли 35 тысяч землекопов. Один только шагающий экскаватор сделал бы этот объем работ за два месяца.

Источник: 1. С добрым утром, Волгодонск! Пятидесятые годы. [Текст] // Волгодонск. Люди. Факты. События / Л. Чулкова, А. Тихонов. – Волгодонск, 2005. – С. 3-5. 2. волгодонск-ковчег.рф/volgodonsk_book.php



Tags: история СССР
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 36
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments