prajt (prajt) wrote in uctopuockon_pyc,
prajt
prajt
uctopuockon_pyc

Categories:

Известные карлики Средневековья на полотнах художников

Карлики в Средневековой Европе были весьма популярны, а любовь к ним при итальянских дворах граничила с манией: кланы Феррари, Висконти, Медичи держали их при дворе огромное множество. Испанский двор короля Филиппа насчитывал больше сотни карликов, а французский двор Екатерины Медичи - около 80. Придворные же художники, изображая монархов, не забывали и об их любимцах. Они с особой симпатией относились к маленьким людям и, запечатлевая на своих полотнах, проявляли искреннюю симпатию к ним.

Андреа Мантенья. Портрет семейства Гонзага. Фреска Камеры дельи Спози. 1465-1474



Непременным атрибутом монарших дворов средневековой Европы были шуты и карлики, которые служили забавой для вельмож и королей. При том их роль при правящих дворах и аристократических семьях была необыкновенно важна.

Андреа Мантенья. Портрет семейства Гонзага. Фрагмент. Фреска Камеры дельи Спози. 1465-1474




Так, карлики-шуты могли говорить то, что хотели и когда хотели - это была их привилегия. Они были приближенными и чрезмерно преданными своим господам, поэтому им сходили с рук все их проделки и речи, не всегда лицеприятные и наполненные едким сарказмом. Были карлики, выполнявшие и другие обязанности. Так, к примеру, одни были звонарями, другие - трубили в рожки на турнирах, третьи были актерами и музыкантами. А некоторые из них служили пажами, посыльными, поверенными, а иногда им приходилось быть шпионами, чтобы предотвращать разного рода интриги.

История двойного портрета

Весьма интересна история двойного портрета, написанного флорентийским живописцем Аньоло ди Козимо (Бронзино) (1503-1572), придворным художником Медичи. На портрете изображен обнаженный карлик по имени Морганте, являющийся самым знаменитым из пяти карликов при дворе Медичи в Палаццо Питти. Он появился при дворе Козимо I Медичи, великого герцога Тосканского, около 1540 года.


Аньоло ди Козимо (Бронзино). «Двойной портрет карлика Морганте». Картина в двух поворотах: с одной стороны картины — портрет шута спереди, а с другой — сзади



Карлик обладал незаурядным умом, был образован и чрезмерно добр. Как и большинство маленьких людей, он страдал врождённой хондродистрофией. По истечении 15 лет службы Морганте был облагодетельствован дворянским титулом, землей и правом на женитьбу. К тому же карлик был чрезвычайно предан своему властелину и поэтому ему была оказана честь сопровождать его в дипломатических поездках. Однако, невзирая на все свои привилегии, Морганте регулярно подвергался унижениям самого разного рода и даже физическому насилию.

Аньоло ди Козимо (Бронзино). «Портрет карлика Морганте». (первая часть).Галерея Уффици



На портрете флорентийца Бронзино прослеживается мысль: "пусть он урод и шут, но он человек!" А сама трактовка образа в двойном изображении интересна тем, что художник показал: живопись, как и скульптура, может показать предмет с разных точек зрения.

Однако в первозданном виде этот портрет просуществовал около двух веков. А в 18 столетии, по приказу блюстителей нравственности, фигура Морганте была стыдливо зарисована виноградными листьями и гроздьями, "превратившими его в подобие Бахуса".




И лишь в 2010 году итальянские реставраторы вернули полотну первоначальный вид. Мы видим великолепного карлика Морганте, изображенного во всей своей мужской красе и спереди, и сзади. На одной стороне картины "он позирует с охотничьей совой, а на другой стороне охотник сжимает в руке трофей — пойманных птиц".


Карлики Диего Веласкеса и других европейских художников

Будучи придворным живописцем при испанском дворе, Веласкес неоднократно писал портреты карликов. На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию произведений посвященную маленьким людям, «обиженным» природой.

Веласкес «Менины». 1656–1657



На картине изображена инфанта Маргарита и ее менины (фрейлины). На заднем плане в зеркале отражаются король Филипп IV и Марианна Австрийская – родители инфанты. Придворные дамы и кавалеры, карлики, собака и сам художник – небольшая сценка из дворцовой жизни изображена на полотне.

Однако ни на одном потрете мы не видим ни тени насмешки, ни брезгливости, ни чрезмерного сочувствия - просматривается лишь неподдельная нежность и симпатия, что делает честь автору.

Диего Веласкес. «Портрет придворного карлика дона Себастьяна дель Морра». ок.1645




Самым впечатляющим из веласкесовской "галереи уродцев" считается портрет карлика Себастьяна де Морра, во взгляде которого просматривается столько силы и мрачного отчаяния. Себастьян страдал остеохондродисплазией, вследствие чего в его организме был нарушен рост хрящевых и костных тканей. Зато умственные и сексуальные способности были у карлика незаурядными. Основываясь на свидетельства очевидцев, де Морра был на редкость умным, ироничным человеком, отличавшимся "феноменальной физической силой и любвеобильностью".

Диего Веласкес. «Придворный карлик Франсиско Лескано». 1644



Придворный карлик Франсиско Лескано - несчастный человек, страдающий по всем признакам - болезнью Дауна. Он принадлежал принцу Балтазару Карлосу и умер 22-летнем возрасте.

Диего Веласкес. «Портрет придворного шута Эль Примо».1645



Карлик, изображенный с книгой в руках, по прозвищу Эль Примо, будучи весьма образованным, занимал должность при королевской канцелярии, писал стихи. А еще об Эль Примо упоминается в драматической истории, в которой за любовную связь с ним ревнивец-муж убил свою жену.


Диего Веласкес. «Придворный карлик с собакой». 1640 – 1642




Диего Веласкес. «Принц Бальтазар Карлос с карликом». 1631




Хуан Кареньо де Миранда. «Карлица Еухения Мартинес Вальехо одетая».1680.



Хуан Кареньо де Миранда. «Карлица Еухения Мартинес Вальехо обнаженная».1680.



Игнасио Сулоага. «Карлица Игнасия».



Карел ван Мандер. «Портрет карлика с датским догом Раро».




Мор ван Дасхорст, Антонис. «Портрет Станислава, карлика кардинала Гранвеллы с собакой». 1560



Хуан ван дер Амен. «Портрет карлика». 1616.



Хуан Карреньо де Миранда. Карлик Мичо». около 1680




Диего Веласкес. «Портрет шута Хуана Калабасаса (Калабасильяса)». 1638



https://kulturologia.ru/blogs/020618/39156/

Tags: живопись, история
Subscribe
promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 36
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments