petrus_paulus wrote in uctopuockon_pyc

Category:

Эволюция смыслов: корона России как зеркало для страны

Визуальный гид по коронам России, её колоний и европейских стран - гравюра из словаря Брокгауза и Ефрона - обратите внимание, под каким номером стоит шапка Мономаха и под каким тиара Папы Римского))
Визуальный гид по коронам России, её колоний и европейских стран - гравюра из словаря Брокгауза и Ефрона - обратите внимание, под каким номером стоит шапка Мономаха и под каким тиара Папы Римского))

Сегодня речь пойдёт о самом главном предмете регалий, без которого не может обойтись ни один уважающий себя монарх – о короне. В реалиях России, разумеется, поскольку у нас этот вопрос крайне интересен и необычен, в отличие от монархий европейских.

В России коронационный головной убор как необходимый атрибут появляется лишь при Иване Грозном. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, Иван Грозный первым среди Великих Князей Московских принимает титул царя, т.е. цезаря, наследника Римской Империи. Во-вторых, сам по себе сакральный смысл власти, идущей аж от Октавиана Августа, как раз и должен быть заключён в этой короне. Как уже говорилось ранее, древнеримский императорский венец, оказавшийся после падения Западной Римской империи в V веке в Ромее (Византии), после уничтожения последней турками был тайно вывезен уцелевшей греческой знатью в Трапезунд, а оттуда в Москву. Московский Великий Князь, таким образом, приняв на себя обязанности хранителя православной веры, получил вместе с ними и венец римских императоров. Теперь Москва стала Третьим Римом, а её правитель – цезарем. Однако ни Иван Великий, ни его сын и наследник князь Василий Иванович, не пошли на провозглашение себя цезарем в рамках всей Европы – требовалось время для подготовки политической и духовной базы. И как раз вопрос с короной здесь оказался принципиально важен.

Прежде чем объявлять себя на всю Европу царём и не сесть при этом в лужу, нужно было красиво и логично создать официальную легенду о короне, которой новоявленный царь должен быть коронован. А почему же не короноваться ему этим самым древнеримским венцом, спросите вы? Это было бы чрезвычайно просто и легализировало бы лишь одну сторону вопроса. А московский князь желал сделаться властелином не только Запада, но и Востока. Московский князь желал принять на себя сакральность власти не только римского цезаря, но и Великого Хана. Собственно, союзное государство славян и тюрок потому и рассыпалось – Москва больше не хотела быть в подчинении у хана, а объявить себя ханской преемницей на подвластных землях желала непременно. Поэтому и нужна была корона, которая удовлетворяла бы и те, и иные потребности. Римский венец эту функцию выполнял лишь наполовину, и поэтому не годился в короны. Решение нашлось довольно быстро – все дорогие каменья и жемчужины из римского венца были изъяты и переставлены московскими ювелирами на золотую ханскую шапку, подаренную Дмитрию Донскому Тохтамышем в качестве извинений за сожжение Москвы. Её мы знаем под именем шапки Мономаха.

Шапка Мономаха - Оружейная палата Московского Кремля
Шапка Мономаха - Оружейная палата Московского Кремля

Так у московского князя появилась корона, принявшая на себя сакральность власти как Запада, так и Востока. Создана коронационная шапка была в правление князя Василия, но она всё ещё не имела достойной легенды, т.е. историко-духовной базы. Это как прибор без батареек – выглядит красиво, а толку ноль. Поэтому именно при Василии Ивановиче и рождается «Мономахова легенда» о мнимом даре ромейского императора Константина Мономаха своему внуку русскому князю Владимиру. Неправдоподобность этой легенды давно уже доказана историками. Однако тогда, в XVI веке, она «зашла» как по маслу. Протестировали шапку на внуке Ивана Великого и племяннике Василия, князе Дмитрии-внуке. Это довольно необычный эпизод в российской истории, о котором мало говорят. Как известно, Софья Палеолог была второй женой Ивана Великого, и Василий был как раз её сыном. А первой женой, ещё до приезда Софьи в Москву, была тверская княжна Мария. Брак с нею позволил присоединить в перспективе к Москве Тверь. Её сын, Иван Молодой, и был отцом этого Дмитрия-внука. Так в чем же здесь дело? А в большом количестве интересных совпадений.

Во-первых, Мария Тверская была отравлена в возрасте 25-ти лет, что побудило Ивана Великого искать себе новую жену. Случайность? Кому это было выгодно? Когда стало ясно, что Константинополю и Ромее конец и что древнеримские инсигнии могут оказаться в Москве, княгиня стала помехой на пути московского князя к рангу Божественного Цезаря. Её было необходимо устранить, лучше физически, чтобы место рядом с Иваном сделалось вакантным. Не исключено, что и сам Иван об этом знал и даже одобрил такое низкое деяние. Москве нужна была европейская принцесса рядом с князем! И не просто европейская, а ромейская, из древнего знатного греческого рода – это прямой мост к сану цезаря и полная легализация его власти. А тут какая-то тверская княжна… После кончины Марии и новой свадьбы Ивана остался сын, Иван Молодой, которого тоже надо было куда-то девать. К тому времени Иван Молодой был удельным князем Тверским и соправителем отца (даже монеты и печати того времени демонстрируют нам имена обоих князей), как вдруг неожиданно умирает от приступа подагры. Не помог даже еврейский лекарь, специально вызванный из Венеции и впоследствии казнённый Иваном Великим. Есть версия об отравлении Ивана Молодого по сценарию с его матерью, однако она не доказана документально. Здесь, разумеется, сразу же приплели еврейский след, дескать, князя извели «жи*овствующие», но это уже из другой оперы. Так или иначе – в наличии остался сын Ивана Молодого – Дмитрий-внук. Вот его-то первым и коронуют шапкой Мономаха в Москве как соправителя деда и именуют во всех документах Великим Князем Московским и Владимирским, тогда как Василий Иванович лишь Новгородский и Псковский князь. После коронации между кланами Софьи Палеолог и Елены Волошанки (матери Дмитрия) начинается война за власть при уже престарелом Иване. России предстоит пережить нечто подобное спустя сто пятьдесят лет, во время войны между Милославскими и Нарышкиными, только уже в гораздо более кровавом варианте. В результате этой войны клан Елены Волошанки проиграл, она была брошена в темницу и там вскоре убита. Дмитрий же претендует на роль русской «Железной маски», окончив свою жизнь также в оковах в возрасте двадцати двух лет.

Так зачем же короновали Дмитрия-внука шапкой Мономаха, когда не была оформлена до конца её легенда? Пользуясь современным языком, это была пилотная серия долгоиграющего сериала – нужно было взглянуть на реакцию общественности, оценить отношение к новоявленной короне. Поскольку легенды ещё не было, шапка пришлась ко двору, и Василий Иванович как полноправный наследник Третьего Рима уже окончательно легализует её как священную корону, сочетающую в себе сакральность власти Востока и Запада. При этом сам Василий ею себя не короновал – ждал закрепления историко-духовной базы в умах. Это предстояло сделать уже его сыну – Ивану Грозному, который положил начало не только официальному признанию шапки Мономаха главным коронационным атрибутом российского монарха, но и официально принял титул римского цезаря, по-русски царя. Все наследовавшие Ивану Грозному цари, начиная с Фёдора Иоанновича и заканчивая Иоанном Алексеевичем, даже включая самозванца Лжедимитрия, короновались теперь исключительно шапкой Мономаха. Единственный, чьей головы шапка не коснулась – царь Фёдор Годунов. Его успели убить ещё до коронации.

Как известно, в 1682 году на российский престол взошли сразу два монарха – Иоанн и Пётр, сыновья царя Алексея Романова от разных жён. Это стало решением вопроса и консенсусом, положившим конец войне кланов Милославских и Нарышкиных за власть (Иоанн был Милославским, а Пётр Нарышкиным). А корона – шапка Мономаха – имелась лишь одна на двоих. Поэтому она досталась на коронации Иоанну как старшему брату, для Петра же изготовили копию – она называется шапкой Мономаха второго наряда. Эта шапка отчасти напоминала оригинальную, но не была так искусно выполнена в ювелирном плане. Название «второго наряда» произошло так – поскольку корона входила в комплект парадного облачения, которое царь надевал лишь в торжественных случаях, для Петра тоже пришлось делать «большой наряд», но он был вторым после первого, оригинального, в который облачался Иоанн. В его комплект и входила эта вторая шапка.

Шапка Мономаха второго наряда - Оружейная палата Московского Кремля
Шапка Мономаха второго наряда - Оружейная палата Московского Кремля

Далее произошли революционные события в жизни страны – после смерти Иоанна Пётр остался единоличным правителем России и принялся уничтожать всё, что связывало его с его ненавистным прошлым, напрочь сломавшим его психику. Об этом уже говорилось и можно подробнее прочесть здесь и здесь. Шапка Мономаха и старинный обряд венчания на царство оказались в числе атавизмов, по мнению Петра. Как и сам титул «царь» - Пётр предпочёл ему древнеримский диктаторский титул «император», отсылавший одновременно и к самому Гаю Юлию Цезарю, и указывавший Европе, что их император, германский, самозванец. В 1721 году обряд отменили и заменили на церемонию коронации. Но после скоротечной и загадочной смерти императора в 1725 году в России начинается целый парад корон.

Как и сама страна, оказавшаяся в вихре неурядиц, борьбы за власть, деградации и втягивания во внешнее управление, так и короны стали меняться, как перчатки, напрочь утратив свой сакральный смысл. Российские монархи стали тягаться между собой, у кого будет круче корона, словно нынешние нувориши из Барвихи, соревнующиеся, кто больше заплатит за билет на спектакль Богомолова. К слову, форма короны изменилась до неузнаваемости – ни о какой шапке больше речи не велось! Все последующие короны стали представлять собою сферу, разрезанную пополам и символически соединённую в навершии крестом. Это объяснялось сочетанием отныне в лице монарха функций политического и духовного лидера. Пётр Великий присоединил церковь к государству и сделал монарха патриархом, поэтому корона должна была передавать этот смысл. Позаимствовали форму папской тиары, только развернули её в другую сторону и придали ей православную патриаршую форму. Получилась как бы патриаршая шапка, разрезанная надвое, где каждая половина символизирует ветвь власти – светскую и духовную.

Первой корону подобного рода получила Екатерина I – усыпанную бриллиантами и с рубином в навершии. Жемчуг на неё, судя по всему, частично переехал с шапки Мономаха, дабы передать новой короне часть сакральности власти цезаря. Эта корона была разобрана, осталась лишь болванка, остов, хранящийся по сей день в Оружейной Палате. 

Остов короны Екатерины I - Оружейная палата Московского Кремля
Остов короны Екатерины I - Оружейная палата Московского Кремля

Драгоценности с неё переехали на корону следующего монарха, Петра II. От неё не осталось вообще ничего, кроме рисунка – тоже разобрали. 

Рисунок короны Петра II - РГАДА
Рисунок короны Петра II - РГАДА

Драгоценности продолжили свой путь в корону уже Анны Иоанновны – она была уже более искусной и впечатляющей. После присоединения к России Польши использовалась в качестве короны Царства Польского. Сохранилась полностью, можно увидеть в Оружейной палате. 

Корона Анны Иоанновны - Оружейная палата Московского Кремля
Корона Анны Иоанновны - Оружейная палата Московского Кремля

Следующий монарх, Иоанн Антонович, в силу малолетства до короны не дорос и был свержен, так и не будучи коронован. Здесь небольшое отступление – в исторической литературе этого человека принято именовать Иоанном VI. Хотя ни в одном документе своей эпохи он под таким номером не значится. Вот вам вновь вред книжных кабинетных историков, искажающих действительность для собственного удобства. Они отчего-то принялись считать Иоаннов от Ивана Калиты, первого московского князя с таким именем, сделав его Первым. Хотя на Руси в принципе не существовало традиции нумерации монархов, как это было в Европе. И баронов с графами у нас отродясь не было. Эта традиция была привита Петром Великим, приводившим Россию к общему знаменателю с Европой. Тогда у нас и графы появились, и бароны, и номера после имён монархов. Но Иоаннов Пётр нумеровал начиная с Ивана Грозного, т.е. с первого монарха, принявшего царский титул! Поэтому Иван Грозный должен верно называться Иоанн I, а не Иоанн IV, как сейчас принято. И брат Петра Иоанн II, а не Иоанн V. Иоанн Антонович же везде в документах именуется Иоанном III, в том числе и на монетах.

Рубль Иоанна Антоновича - III, а не VI! - фото с сайта fcoins.ru
Рубль Иоанна Антоновича - III, а не VI! - фото с сайта fcoins.ru

Но вернёмся к коронам. Следующим стал венец Елизаветы Петровны, самый загадочный из всех. От него не осталось вообще никакого следа, кроме одной-единственной гравюры. Он был полностью выполнен из новых материалов и разобран после смерти императрицы. 

Гравюра с изображением короны Елизаветы Петровны
Гравюра с изображением короны Елизаветы Петровны

Наконец, последняя корона, коей короновались все без исключения российские монархи, начиная с Павла I и заканчивая Николаем II, это Большая Императорская корона, выполненная иностранными мастерами по заказу Екатерины Великой. Она стала первой императрицей, чьей головы коснулось это произведение искусства. Почему именно она поставила точку в этой коронной чехарде?

Как уже говорилось, Екатерина прибыла в Россию как шпион европейских масонских лож, но очень скоро вышла из-под их контроля и приняла решение стать для России наилучшим из правителей. Амбициозно и отважно – ни много, ни мало. И у неё получилось. Всю свою жизнь Екатерина помнила о тех, кто прислал её в Россию, и, зная об их могуществе и беспощадности, всегда была с ними крайне осторожна. Запретив деятельность масонов в России, она не запрещала их нахождение в ней и мирилась с присутствием рядом с нею таких людей, как Панин или Баженов. Вместе с тем она понимала, что стабильность и – главное – незыблемость этой стабильности есть залог мирного царствования её наследников. Повелев изготовить новую, роскошную корону, она, во-первых, как практичная немка ставила точку в ненужном расточительстве при изготовлении всё новых корон, а во-вторых, ставила моральную точку в династической неразберихе в стране, а вместе с тем давала понять братству, что шапка Мономаха как символ власти Древнего Рима и Великого Хана никогда больше не вернётся на голову российского монарха. Это был своего рода молчаливый пакт о ненападении, который масоны, впрочем, нарушили сразу после смерти государыни.

Напоследок – интересный факт. Вторым монархом, коронованным Большой Императорской короной после Екатерины Великой, был совершенно мёртвый человек. Труп. Скелет. Павел I, всю жизнь ненавидевший мать, решил отомстить ей после её смерти. Он распорядился эксгумировать труп его отца, Петра III, и оказать ему должные почести. Дело в том, что Пётр, как и Иоанн Антонович и Фёдор Годунов, не успел короноваться и был убит. Павел же таким образом восстановил справедливость, короновав труп отца новой короной, после чего похоронил его рядом с матерью в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Большая Императорская корона - Алмазный фонд Московского Кремля
Большая Императорская корона - Алмазный фонд Московского Кремля


promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 39
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded