prajt (prajt) wrote in uctopuockon_pyc,
prajt
prajt
uctopuockon_pyc

Category:

Как снимался фильм «Вам и не снилось»

Фильм «Вам и не снилось» был снят по повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька». Вдохновила Щербакову история сына — в десятом классе он полез по водосточной трубе на шестой этаж к своей возлюбленной. Оставив ей записку на балконе, мальчик начал спускаться, и на середине пути труба отвалилась. К счастью, обошлось без жертв, но история запомнилась всем.


Кадр из фильма "Вам и не снилось...". 1980


Готовую повесть Щербакова отнесла в редакцию журнала «Юность», но повесть решили опубликовать не сразу - у редактора «Юности» Бориса Полевого были на этот счет сомнения, о которых он сообщил писательнице: «Знаете, Галина, я прошел войну и меня сложно назвать трусом. Но я боюсь печатать вашу повесть. А вдруг после нее все влюбленные мальчики начнут прыгать из окон? Финал у вас уж больно мрачный...» Тогда, по совету редактора Щербакова переписала финал: его теперь можно было трактовать так, что Ромка после падения с высоты просто терял сознание. После этого повесть опубликовали. Последствия были неожиданными: школьники присылали писательнице письма со словами благодарности, а учителя – гневные отзывы: мол, десятиклассники должны интересоваться не личными взаимоотношениями, а учебой и общественной работой!

С экранизацией повести тоже возникли проблемы. Сценарий попал в руки известной актрисе и педагогу Тамаре Макаровой – жене режиссера Сергея Герасимова, и она приложила все усилия для того, чтобы его запустили в работу. Но когда режиссер Илья Фрэз обратился в Госкино с этим сценарием, он неожиданно столкнулся с трудностями. Вердикт был однозначным: «Влюблённых зовут Роман и Юлия? Это что же, ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!».


Татьяна Аксюта и Никита Михайловский Фото: kino-teatr.ru



После этого главную героиню пришлось переименовать в Катю. Несмотря на то, что писательница изменила финал повести, он все равно показался худсовету слишком мрачным, и его пришлось переделать еще раз: в книге главный герой намеренной бросается из окна, а в фильме он нечаянно оступился и сорвался вниз. По просьбе читателей, уже во время съемок финал максимально смягчили: Роман упал в большой сугроб, а Катя подбежала к нему и попыталась помочь подняться, но упала рядом с ним. В такой трактовке финал звучал не трагически, а жизнеутверждающе.
Кстати, дочь писательницы через много лет выпустила продолжение — «Вам и не снилось… пятнадцать лет спустя». В фильме концовку переделали по-своему, чтобы фильм о первой любви не превратился в ту самую шекспировскую драму и все остались живы.





Актеры, утвержденные на главные роли, на первый взгляд выглядели весьма странной парой: Татьяне Аксюте на тот момент было уже 23 года, она уже окончила ГИТИС и вышла замуж, а 16-летний Никита Михайловский еще учился в школе. Галина Щербакова говорила: «Но как этот мальчик играл! Мы рыдали – он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнёрша. Он не актерствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него».
Актеру прочили большое будущее, но он сыграл несколько ролей, а после окончания института сценических искусств ушел в ленинградский андеграунд. Он основал неформатную студию и занялся экспериментальным искусством.




Татьяна Аксюта вспоминала: «Меня утвердили почти сразу, а партнера мне не могли найти буквально до запланированного начала съемок. Никита не пробовался, о нем случайно вспомнила ассистент режиссера, обратившая внимание на какую-то из его ранних работ. Никита приехал из Ленинграда, и его сразу утвердили. Тогда он был еще школьником, учился в 9 классе. В перерывах между работой занимался с репетиторами, чтобы не отстать от программы… Парень не играл, он просто жил в кадре, пропускал через себя все эмоции своего героя, в буквальном смысле становясь Ромкой. На его фоне я просто фальшивила. Только от Бога такой талант перевоплощения, без разрушения собственной личности... Илья Фрэз – большой знаток детского кино, он любил снимать по пять-шесть дублей подряд, добиваясь совершенства. Для Никиты хватало одного – он внутренне готовил себя к каждому дублю, и раскрывался сразу».

На роль мамы Кати претендовали разные актрисы, специально на пробы приезжала из Киева Ада Роговцева, но режиссер всем претенденткам отвечал уклончиво. Позже он признался, что изначально видел в этой роли только Ирину Мирошниченко, но актриса на тот момент проходила лечение в больнице после аварии, и Фрэз просто тянул время с пробами, ожидая, пока она восстановится и сможет приехать на съемки. Ирина Мирошниченко вспоминала: «Сниматься я начала, едва оклемалась, хотя голова после сотрясения мозга продолжала болеть, а шея все равно еще оставалась в корсете».




Сразу после выхода фильма на экраны на режиссера обрушился шквал критики: его обвиняли в пропаганде разврата и любви в подростковом возрасте, в пошлости и безнравственности. А у зрителей фильм пользовался невероятной популярностью и стал культовым. В 1981 г. он стал лидером проката, его посмотрели 26 млн зрителей, он был признан лучшим фильмом года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран». В том же году он стал призером Всесоюзного кинофестиваля в Вильнюсе и получил Второй приз за лучший детский фильм. В 1982 г. Татьяне Аксюте вручили Почетный диплом за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Португалии.

Спустя 10 лет после выхода на экраны фильма, который сделал Никиту Михайловского настоящей звездой, у актера диагностировали лейкоз. Деньги на операцию собирали всем миром, благодаря помощи друзей и поклонников его удалось отправить в клинику Лондона, но, к сожалению, все усилия врачей оказались напрасными: в 1991 г., в возрасте 27 лет Никита Михайловский ушел из жизни.




Ранний уход молодого, талантливого, полного энергии, перспективного актера для многих его коллег и поклонников стал настоящим шоком. Татьяна Аксюта вспоминала: «Помню, как снимали ночную сцену в кафе-стекляшке, где наши герои разговаривают о войне и о смерти. Моя героиня предлагает умереть в один день, но Ромка отвечает ей: «Нет, я мужчина, я первый». Никита произносил эту фразу с недетской уверенной интонацией, как будто знал, что она станет для него роковой...».

Песня «Последняя поэма» на стихи индийского писателя Рабиндраната Тагора была создана Алексеем Рыбниковым еще в 1970 году. Она была написана для фильма «Остров сокровищ», но в приключенческую историю песня не вошла. Десять лет спустя композитор писал музыку для фильма «Вам и не снилось» и понял, что здесь эта песня просто необходима. «Последняя поэма» звучит в исполнении Ирины Отиевой и Веры Соколовой.

В последствии ее исполнил ансамбль "Ялла"




https://fishki.net/3131138-kak-snimali-filym-o-ljubvi-vam-i-ne-snilosy.html
https://kulturologia.ru/blogs/080419/42776/


Tags: кино
Subscribe

  • Великий голод 1601-1603 гг. в источниках смутного времени

    Сочинения русских и иностранных современников о Смуте в России начала XVII столетия, начавшейся с пресечения древней династии Рюриковичей в связи…

  • Италия, Триест

    Ко дню объединения Италии. "17 марта 1861 года основано Итальянское королевство"- День объединения Италии, 160 лет Триест : Триест и Трентино -…

  • Новгород: Грановитая палата

    Часозвоня детинца, справа угол Иоанновского корпуса. Грановитая (Владычная) палата находится на территории Владычного двора — той…

promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 39
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Великий голод 1601-1603 гг. в источниках смутного времени

    Сочинения русских и иностранных современников о Смуте в России начала XVII столетия, начавшейся с пресечения древней династии Рюриковичей в связи…

  • Италия, Триест

    Ко дню объединения Италии. "17 марта 1861 года основано Итальянское королевство"- День объединения Италии, 160 лет Триест : Триест и Трентино -…

  • Новгород: Грановитая палата

    Часозвоня детинца, справа угол Иоанновского корпуса. Грановитая (Владычная) палата находится на территории Владычного двора — той…