Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены и в сохранившихся письменных источниках впервые упомянут около 150 г. Принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Пещера Рождества — это одна из главных христианских святынь, находящаяся прямо под Храмом Рождества Христова. Первые упоминания об Пещере Рождества относятся примерно к 150 г., но сведений о том кому она принадлежала не сохранилось. В те времена подобных природных пещер было довольно много. Над ними строили жилые дома, а «пещерный» этаж использовали для содержания животных. Эта традиция существовала в Вифлееме вплоть до середины прошлого века.

Пещера имеет размеры 12,3 х 3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная, ориентирована по линии запад-восток. Место Рождества находится у ее восточной оконечности.
В пещеру ведут две лестницы времен Юстиниана Великого, северная и южная, каждая состоит из 15 порфировых ступеней.


Северная лестница принадлежит католикам, южная православным и армянам, расположены они в восточной части пещеры, симметрично по обеим сторонам от нее.
Из Храма Рождества Христова в Пещеру Рождества ведут две лестницы, северная и южная. Первая из них принадлежит католикам, вторая — православным и армянам.

Обычно паломники спускаются в грот по южной лестнице, а поднимаются по северной.Эти входы приобрели свой нынешний вид в XII в., когда бронзовые двери V—VI вв. были заключены в мраморные порталы, а люнеты над дверями украшены резьбой по камню.

Стены снаружи и вдоль лестниц задрапированы тканью. Потолок сильно закопчен, на нем подвешены 32 лампады, а всего их в пещере 53. 19 лампад находятся в ведении католиков. Это число неизменно с давних пор. Естественный свет не проникает под своды пещеры , поэтому освещается она лампадами, свечами и, частично, электричеством.

Пол пещеры и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором, остальное задрапировано тканью или закрыто шпалерами XIX в., по стенам развешаны иконы.


Сама Пещера Рождества небольшая и довольно узкая. В одной ее части находится православный каменный престол, проводить службу у которого могут только православные и армяне. Под престолом и находится место рождения Иисуса Христа, отмеченное серебряной звездой с 14 лучами, символизирующей Вифлеемскую звезду. Она была установлена в 1847 г., взамен похищенной в том же году (неизвестно кем, но скорее всего турками) более древней позолоченной звезды. Нынешняя является точной копией оригинала, вплоть до драгоценных камней и надписи.
Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 г. по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства.

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный престол. На этом престоле имеют право совершать литургию только православные и армяне.
Спереди престол опирается на две маленькие мраморные колонны, а в нише над ним сохранились небольшие фрагменты византийской мозаики.
В то время, когда нет службы престол закрыт специальной съемной решеткой. За престолом на стене укреплены шесть небольших православных икон.

Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII в. игумен Даниил, в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:
«И там, к востоку, есть место, напротив которого справа — Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те — Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат».

Над звездой висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, еще 6 — армянам, а оставшиеся 4 — католикам. За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.






Вся обстановка, кроме бронзовых северных ворот и южного входа в Пещеру, датируемых периодом правления императора Юстиниана, принадлежит к периоду после 1869 года.

Предел яслей
В южной части пещеры, слева от входа и с другой стороны лестницы, находится Предел Яслей. Это небольшая ниша, где находились ясли, в которые Богородица положила младенца. Здесь же устроен и престол Поклонения Волхвов. Эта часть грота находится в ведении католической церкви.

Он напоминает маленькую часовню размером примерно 2 x 2 м, или чуть больше, уровень пола в нем на две ступени ниже, чем в основной части пещеры.
В этом приделе, справа от входа, расположено место Яслей, где был положен Христос после рождения.
Собственно Ясли - это кормушка для домашних животных, бывшая в пещере, ее Пресвятая Богородица по необходимости использовала как колыбель.

Напротив Яслей расположен алтарь, посвященный волхвам, прибывшим в Вифлеем с востока. Их привела Вифлеемская звезда , дабы они принесли дары младенцу Христу.

Высеченные в местном известняке ясли, куда Богородица положила младенца Иисуса, со времен крестоносцев облицованы мрамором. До того они были покрыты серебряными пластинами, как об этом свидетельствует Блаженный Иероним: «О, как бы я хотел увидеть ясли, в которых лежал Господь, ныне же изначальные ясли, которые были сделаны из глины, убраны, а вместо них поставлены ясли из серебра. Благоговение же мое всецело принадлежит исконным яслям...».

Внутренняя часть Яслей была вывезена как великая святыня в Рим, в церковь Санта-Мария-Маджоре, там она известна под названиями Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.
Это было сделано в середине VII в., при папе Теодоре I, через несколько лет после захвата Святой земли мусульманами, возможно для того чтобы не допустить поругания святыни.
Та же часть Яслей, что осталась в Вифлееме, была обложена мрамором и сейчас представляет собой углубление в полу, устроенное в виде колыбели, над которым горит пять неугасимых лампад.

За этими лампадами, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.
В приделе Яслей, слева от входа в него, устроен католический престол Поклонения волхвов. Расположенный здесь запрестольный образ изображает поклонение волхвов Христу.
Пол престола Поклонения Волхвов на три ступени ниже, также и потолок ее ниже, чем потолок в остальных частях крипты. Потолок поддерживается двенадцатью низкими колоннами, из которых шесть вместе с капителями дошли до нас со времен крестоносцев.


Из Пещеры Рождества через подземный ход можно попасть в церковь Святой Екатерины, где хранится скульптура младенца. Ее приносят в грот и кладут в каменные ясли во время празднования Рождества.

Чтобы попасть в Пещеру Рождества, иногда приходится отстоять несколько часов в ожидании своей очереди. Это время можно потратить на знакомство с другими местными достопримечательностями.

Происхождение пещеры
Что это была за пещера и кому принадлежала неизвестно. Скорее всего она была естественного происхождения, а позднее ее приспособили для хозяйственных нужд, в том числе для содержания домашних животных.
В Вифлееме многие старые здания возведены над пещерами в известняковых скалах. Нередко дома, стоящие на склоне, имеют своим первым этажом пещеру, вход в которую на уровне улицы.
Этот этаж использовался как хлев, а семья жила на втором этаже.
Многие такие помещения имеют каменные кормушки или ясли, вырезанные в скале, а также железные кольца чтобы можно было привязать животных на ночь.
Эти пещеры совершенно такие же как грот Рождества, они использовались для содержания животных вплоть до середины XX в.
Возможно в одной из таких пещер и родился Христос.
Первые упоминания о пещере
Канонические тексты не говорят о пещере прямо. О том что Христос родился в Вифлееме сообщают евангелисты Лука (Лк.2:4-7) и Матфей (Мф.2:1-11), однако ни один из них не упоминает пещеру, только Лука косвенно указывает на нее, сообщая что Богородица «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7).
Древнейшее, вероятно, дошедшее до нас прямое письменное свидетельство о пещере как месте Рождества принадлежит святому Иустину Философу.
В сочинении «Диалог с Трифоном иудеем», написанном в 150—155 гг., он утверждает что Святое Семейство нашло укрытие в пещере около Вифлеема.
Пещера как место Рождества многократно упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова (главы 18-21), написанном, предположительно, около 150 г.
Ориген посетил Вифлеем почти за столетие до постройки базилики Рождества, примерно в 238 г. Позднее, в сочинении «Против Цельса», написанном около 247 г., он упоминает пещеру в Вифлееме, которую местные жители считали местом Рождества Христова.
Community Info