petrus_paulus wrote in uctopuockon_pyc

Categories:

Многофигурное военное кино как самостоятельный жанр

Мою первую учительницу звали Валентина Гавриловна. Никогда не забуду, как в преддверии 9 мая она устроила торжественную линейку и с каким сосредоточенно-серьёзным лицом рассказывала нам о Победе. Второй раз с таким лицом я видел её лишь когда умер Брежнев. Особенно трагически Валентина Гавриловна рассказывала про Сталинград. Думаю, там погиб кто-то из её родных.

Позавчера исполнилось семьдесят восемь лет со дня окончания Сталинградской битвы. Это эпохальное событие Великой Отечественной войны, да и всей Второй Мировой в целом. Произошедшее в Сталинграде повернуло ход войны в другое русло, навсегда превратившись в синоним мужества и стойкости, целеустремлённости и жертвенности. Сталинград, разумеется, стал одной из самых востребованных тем в мировом кино – фильмы про события той зимы продолжают снимать до сих пор. Думаю, все смотрели «Горячий снег», «Возмездие» и «Сталинград» - картины, решённые в отдельном специфическом жанре, который можно было бы назвать многофигурным военным кино.

Безусловно, почти все фильмы о той войне предполагают много персонажей. Главных, второстепенных, эпизодических – но много. Но так, чтобы героев в картине было не просто много, а чтобы и играли их всех знаменитые актёры – такое встретишь нечасто. Поэтому сегодня в качестве кинотрапезы предлагаю небольшой сет из нескольких картин, от обилия звёзд в которых просто рябит в глазах. В меню – прелюдия к Сталинградской битве, высадка союзников в Нормандии, снятие оккупации Парижа, Голландская операция и на десерт – немного тихоокеанской экзотики из битвы за Гуадалканал.

"Они сражались за Родину", СССР, 1975, Мосфильм, режиссёры Сергей Бондарчук и Владимир Досталь, автор сценария Сергей Бондарчук, композитор Вячеслав Овчинников
"Они сражались за Родину", СССР, 1975, Мосфильм, режиссёры Сергей Бондарчук и Владимир Досталь, автор сценария Сергей Бондарчук, композитор Вячеслав Овчинников

«Они сражались за Родину» для отечественного кино, наверное, квинтэссенция размышлений о войне. Снятый Сергеем Бондарчуком и Владимиром Досталем на натуре, в Волгоградской области, фильм имел оглушительный успех в прокате. Он стал последней работой Василия Шукшина в кино (актёр умер прямо на съёмках) и первой в СССР картиной подобного размаха в актёрском плане. Такого у нас ещё не снимали – здесь вам и уже упомянутый Василий Шукшин, и Вячеслав Тихонов, и Нонна Мордюкова, и Георгий Бурков, и Юрий Никулин, и Николай Губенко, и Иван Лапиков, и Ирина Скобцева, и Иннокентий Смоктуновский, и Андрей Ростоцкий, и Евгений Самойлов, и Лидия Федосеева-Шукшина, и Пётр Меркурьев, и Алексей Ванин, и Татьяна Божок, и Ангелина Степанова, и сам режиссёр Сергей Бондарчук. Причём великолепные актёры здесь и в главных, и в эпизодических ролях, многие сами прошли через фронт, так что играть было несложно – достаточно лишь вспомнить те жуткие годы. Абсолютно честное настоящее военное кино.

"Самый длинный день", США-Франция-ФРГ-Великобритания, 1962, 20th Century Fox, режиссёры Эндрю Мортон, Кен Эннакин, Бернхард Викки и Герд Освальд, авторы сценария Джеймс Джонс и Ромен Гари, композитор Морис Жарр
"Самый длинный день", США-Франция-ФРГ-Великобритания, 1962, 20th Century Fox, режиссёры Эндрю Мортон, Кен Эннакин, Бернхард Викки и Герд Освальд, авторы сценария Джеймс Джонс и Ромен Гари, композитор Морис Жарр

«Самый длинный день» - первая столь масштабная экранизация о высадке союзников в Нормандии в 1944 году. Здесь мы смотрим на события с трёх разных ракурсов – с англо-американского, с немецкого и с французского. Поэтому фильм снимало сразу четыре режиссёра – американские сцены делал Эндрю Мортон, немецкие – Бернхард Викки и Герд Освальд, французские и британские – Кен Эннакин. Снимали даже на разных языках, поскольку все актёры, задействованные в картине, говорят на своих родных языках и исполняют соответствующие роли – французы играют французов, немцы – немцев, а американцы – американцев. Здесь наш взор радуют Генри Фонда, Роберт Митчум, Джон Уэйн, Пол Анка, Мел Феррер, Род Стайгер, Стюарт Уитмэн, Родди Макдауэлл, Ричард Бёртон, Шон Коннери, Бурвиль, Кристиан Маркан, Арлетти, Герт Фрёбе и Курд Юргенс. Причём, как и в «Они сражались за Родину», многие появляются лишь в эпизодах. Например, Коннери играет простого рядового и на экране присутствует лишь пару минут. Фильм оказался настолько помпезным и пафосным (американцы ведь именно так и любят), что породил эпигона, пародийную комедию, снятую в Италии в том же 1962 году как европейский ответ на американский пафос и получившую название-антипода – «Самый короткий день».

"Самый короткий день", Италия-Франция, 1962, Titanus, режиссёр Серджо Корбуччи, авторы сценария Бруно Корбуччи, Джорджо Арлорио и Джованни Гримальди, композитор Пьетро Пиччони
"Самый короткий день", Италия-Франция, 1962, Titanus, режиссёр Серджо Корбуччи, авторы сценария Бруно Корбуччи, Джорджо Арлорио и Джованни Гримальди, композитор Пьетро Пиччони

Здесь мы видим уже весь цвет франко-итальянского кино – Вирну Лизи, Анни Жирардо, Уго Тоньяцци, Тото, Джино Черви, Ренато Сальватори, Паоло Стоппа, Анук Эме, Франко Читти, Витторио Гассмана, Антонеллу Луальди, Массимо Джиротти, Альдо Джуффре, Симону Синьоре, Теренса Хилла и даже молодого Бельмондо в крошечном эпизоде. Закрался в картину и британский актёр Дэвид Найвен, что ничуть фильму не повредило.

"Горит ли Париж?", Франция-США, 1966, Paramount, режиссёр Рене Клеман, авторы сценария Гор Видал, Фрэнсис Форд Коппола, Пьер Бост и Жан Оранш, композитор Морис Жарр
"Горит ли Париж?", Франция-США, 1966, Paramount, режиссёр Рене Клеман, авторы сценария Гор Видал, Фрэнсис Форд Коппола, Пьер Бост и Жан Оранш, композитор Морис Жарр

Следующим в списке у нас «Горит ли Париж?» - совместная франко-американская картина. Фильм поистине интернационален, поскольку не только его актёрский, но и технический состав демонстрирует великолепное сотрудничество. Достаточно назвать Френсиса Форда Копполу и Гора Видала в качестве сценаристов, Мориса Жарра в качестве композитора и Рене Клемана (прожившему в Америке на тот момент уже достаточно долго) в качестве режиссёра. Кино о приказе Гитлера взорвать Париж при попытке его освобождения силами союзников. Здесь тоже все роли распределены по странам – американцы играют американцев, французы – французов, а немцы – немцев. Единственный, кто играет шведа – это великий Орсон Уэллс. А дальше просто праздник для киномана! Французы – Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Ив Монтан, Жан-Луи Трентиньян, Шарль Буайе, Лесли Карон, Мишель Пикколи, Симона Синьоре, Жан-Пьер Кассель, Брюно Кремер, Пьер Дюкс, Клод Риш, Пьер Ванек, Патрик Девэр; американцы – Керк Дуглас, Энтони Перкинс, Гленн Форд, Роберт Стэк. Из немцев примечателен лишь Герт Фрёбе, исполнивший роль нацистского коменданта Парижа генерала фон Хольтица. Примечательно, что он играл и в «Самом длинном дне», но там его герой – простой карикатурный немецкий солдат. Фильм очень масштабный и интересный – истории героев как бы перетекают друг в друга, создавая одну общую нить повествования.

"Мост слишком далеко", Великобритания-США, 1977, United Artists, режиссёр Ричард Аттенборо, автор сценария Уильям Голдман, композитор Джон Эдисон
"Мост слишком далеко", Великобритания-США, 1977, United Artists, режиссёр Ричард Аттенборо, автор сценария Уильям Голдман, композитор Джон Эдисон

Из Парижа перемещаемся на север, в Нидерланды. Если все предыдущие фильмы были об успехах противостоящих нацистам сил, то следующий – полная им противоположность. «Мост слишком далеко» о провале союзниками наступления под Арнемом в рамках Голландской операции. Удивительно, как кинематограф смотрит правде в глаза, признавая, что были в военной истории победителей и катастрофические неудачи. Фильм невероятно жёсткий и бескомпромиссный, здесь одни мужчины на экране. Единственная женщина – любимая актриса Бергмана Лив Ульман, играющая голландскую медсестру в лазарете. Одна из самых впечатляющих работ в кино Максимилиана Шелла, исполняющего роль обергруппенфюрера СС Вильгельма Биттриха. Все остальные – великолепные британские и американские актёры, играющие, соответственно, британских и американских военных: Дирк Богард, Майкл Кейн, Эдвард Фокс, Энтони Хопкинс, Алан Армстронг, Дэнхольм Эллиотт, Роберт Рэдфорд, Джеймс Каан, Джин Хэкман, Райан О’Нил, Эллиотт Гулд. Великолепен Лоуренс Оливье в небольшой роли голландского врача. Как всегда, колоритен Харди Крюгер в роли бригаденфюрера СС Хармеля. А главное украшение картины – британский генерал-майор Уркварт в исполнении Шона Коннери. Здесь у него уже не эпизод, а практически главная роль. Хотя главных героев в этом фильме нет…

"Тонкая красная линия", США, 1998, 20th Century Fox, режиссёр и автор сценария Теренс Малик, композитор Ханс Циммер
"Тонкая красная линия", США, 1998, 20th Century Fox, режиссёр и автор сценария Теренс Малик, композитор Ханс Циммер

Наконец, тихоокеанский театр войны. Битва за Гуадалканал – это нечто вроде Сталинграда, только для японцев и американцев. Происходившая более полугода военная операция в районе Британских Соломоновых островов в 1942-43 годах лишила наступавшую до того дня Японию стратегической инициативы, положив начало её разгрому. После завершения битвы США перешли в наступление. «Тонкая красная линия» - как раз об этом. И, хотя все герои и события в фильме вымышлены, происходят они как раз во время проведения этой операции. Теренс Малик, снявший картину, один из самых необычных режиссёров современности. Прогремев по всем кинофестивалям мира со своими «Пустошами» и «Днями жатвы» в 70-х, он на двадцать лет вообще исчез из киномира, вернувшись в большое кино в 1998 году с «Тонкой красной линией». Голливудские знаменитости, узнав о возвращении Малика, передрались за право сниматься в этом фильме, многие даже готовы были работать бесплатно, лишь бы у него. В итоге ни Аль Пачино, ни Брюс Виллис, ни Брэд Питт в фильм не попали. Мики Рурк попал, но его потом полностью вырезали. А среди счастливчиков, оставшихся в картине – Шон Пенн, Ник Нолти, Джон Траволта, Джордж Клуни, Вуди Харрельсон, Эдриан Броуди, Джеймс Кэвизел, Джон Сэвидж, Джаред Лето, Бен Чаплин, Джон Кьюсак, Джон Си Райли и Элиас Котеас. Фильм простой и бесхитростный, и в этом его главное достоинство – пафос в рассказах о войне ни к чему, ведь идущий на смерть солдат знает, зачем он это делает.

Собрать в одном фильме более десятка знаменитых высококлассных актёров – непростая задача. Собрать их для воплощения на экране такой неоднозначной темы, как война – задача вдвойне ответственная. Но нет ничего невозможного, и, как видим, это периодически удавалось режиссёрам и продюсерам, превращая многофигурное военное кино в отдельный, в чём-то уникальный жанр.

Смотрите больше хорошего кино!

promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 39
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded