prajt (prajt) wrote in uctopuockon_pyc,
prajt
prajt
uctopuockon_pyc

Categories:

«Зарисовка о Ленинграде»

Есть в Петербурге места, народные названия которых давно уже стали историческими, одно из самых известных – «Пять углов». Любой петербуржец и ленинградец знает, где это, хотя такого названия не найти на карте. Вот уже лет двести, так называют перекресток Загородного проспекта и улиц Рубинштейна, Ломоносова и Разъезжей. Почему «Пять углов»? Да потому, что это перекресток, на который «смотрят» фасады 5-ти домов и который со временем стали называть площадью. Он начал образовываться в 1740-х годах и его история — это история четырех улиц и пяти домов.




Первые две улицы — Загородный проспект и Разъезжая — своими именами обязаны строительной комиссии, утвердившей их в 1739 году. Проспект назвали Загородным из-за первоначального расположения за пределами города, улицу Разъезжей — потому, что по ней осуществлялись многочисленные перевозки из Санкт-Петербурга в направлении Московско-Ямской слободы.

Третья — улица Ломоносова до 1948 года называлась переулком Чернышева. Переулок вначале заканчивался у реки Фонтанки. Продвигаясь до набережной канала Грибоедова, он постепенно превратился в улицу.

И, наконец, четвертая — улица в честь пианиста, дирижера Антона Рубинштейна, 5 лет жившего на ней в доме 38, — появилась после переименования в 1929 году Троицкой улицы. С 1798 до 1887 год она была Троицким переулком, а еще ранее в 1740-х годах — Головкинским переулком.

Название Пять углов вошло в петербургский обиход еще в конце XVIII столетия.
Впервые перекресток описал Федор Достоевским в романе «Идиот». Пять углов упоминаются у Александра Ивановича Куприна и Осипа Эмильевича Мандельштама. Сергей Донатович Довлатов писал роман «Пять углов». Алексей Константинович Толстой писал в 1870-х в шуточной «Оде на поимку Таирова»:

Близ лавок и трактиров,
Скрываясь там и сям,
По-прежнему Таиров
Пугал собою дам.

Однажды шел он важно
Вблизи Пяти углов,
Его узрел отважный
Сенатор Муравьев…


В одном из домов на «Пяти углах» жила и принимала своих посетителей известная петербургская провидица Александра Филипповна Киргхоф,предсказавшая смерть Пушкина. Достоевский называл это место «нервным узлом Петербурга».
Ну и конечно, Владимир Семенович Высоцкий увековечил «Пять углов» в своей песне "Зарисовка о Ленинграде".




Песня "Зарисовка о Ленинграде" – вторая и последняя песня Высоцкого (после "Я вырос в Ленинградскую блокаду..."), целиком посвящённая этому городу. Она написана в 1967 году. Сам Высоцкий неоднократно говорил на своих выступлениях, что это именно зарисовка, которая не тянет на песню, поскольку у неё нет "второго дна". Как мне кажется, это совершенно правильная оценка рифмованных строчек о Ленинграде, но согласны с этим не все.

В частности, вторая жена Высоцкого Л.Абрамова полагает, что идея песни зародилась у Высоцкого ещё в 1961 году, во время съёмок фильма "713-й просит посадку":

"Вспоминаю, как мы поехали втроём с Каменноостровского в "Асторию", потому что в "Астории" жил Костя Худяков. Поехали туда, забрали Костю и поехали на Васильевский остров к кому-то в гости. Торчали там долгое время. Выходим, на чём свет стоит ругаемся, что не поймать машину. Холодно, идёт снег, а Костя перед этим подрался на Исаакиевской, уронил часы в сугроб; когда доставал, ему кто-то поддал. И мы всё это с хохотом перевариваем. Вдруг подъезжает такси и останавливается.

Мы, стуча зубами, падаем в это такси, ютимся в уголках, одеты во всё такое драное, тёртое, Володя во всём казённом. И вот мы сели в это такси, трясясь, водитель говорит: "Ну что, домой вас везти?" Мы: "Сперва на Исаакиевскую". – "Ну понятно, потом в "Выборгскую"". Мы на него уставились. Оказывается, это тот самый водитель, который нас вёз, и Володя с ним выяснил, что такое "пять углов".
В Москве тоже есть какое-то место, которое называется "пять углов". И вот Володя это с ним выяснял, что, дескать, в Москве "пять углов" лучше, чем в Ленинграде. И насчёт такси, которое не остановится, тоже сюда попало и долго отлёживалось".


На мой (Марк Цыбульский ) взгляд, такая трактовка событий неоправданно усложнена. Знатокам биографии Высоцкого прекрасно известно, что драк в его жизни было немало (только в мемуарной литературе описано более десятка), так что вряд ли какая-то потасовка на Исаакиевской площади (в которой, к тому же, он не участвовал) оказала на него такое впечатление, что сохранилась в памяти на шесть лет.




"В Ленинграде-городе у Пяти углов
Получил по морде Саня Соколов..."


Хоть я и бывший москвич, хорошо знакомый с историей своего города, но не могу припомнить у нас места, называемого "Пять углов". А вот место с таким названием в Петербурге известно с давних пор. "Пять углов" – это народное название перекрёстка неподалёку от Владимирской площади, образованного Загородным проспектом, улицами Ломоносова, Разъезжей и Рубинштейна, образующими пять лучей.

Интересно, однако, существовал ли на самом деле герой песни, или он – плод воображения автора?

Друг юности Высоцкого А.Макаров вспоминал: "...Саша Соколов? И его прекрасная семья – жена Клава и дочка Клавдия... Они жили у Пушкинской площади – очень близкий нам дом... Это Саня приехал из Ленинграда и рассказал какую-то историю..."

Совсем другую историю рассказывал минский преподаватель физкультуры В.Кошмарёв. По его словам, он услышал этот рассказ от мастера спорта по боксу Владимира Соколова.

Владимир Соколов выступал в чемпионатах СССР по боксу, был соперником самого В.Попенченко. Вне ринга, однако, тоже любил подраться и однажды те, кого он бил по одиночке, собрались вместе и отвели душу, хорошенько "отметелив" мастера спорта.

"Высоцкий, которому была рассказана эта история в очередную их встречу в Ленинграде, написал песню "В Ленинграде-городе"", – вспоминал В.Кошмарёв.

Таким образом, на звание героя песни Высоцкого претендуют двое. Один – Саша Соколов, но он по морде не получал. Другой получал, но имя его – Владимир.

Какой из этого напрашивается вывод? На мой взгляд, только тот, что Высоцкий был поэтом, а не Нестором-летописцем. Весьма возможно, что и рассказ Соколова Сани, и злоключения Соколова Владимира отложились в его памяти, но описанное в песне ни в коем случае не следует считать документальным рассказом.

Иначе о появлении "Зарисовки о Ленинграде" рассказал в своей книге "Вертикаль. Место встречи изменить нельзя" (Москва. 2016 г.) друг Высоцкого режиссёр С.Говорухин:




"Январь 1967 года. Идёт озвучание фильма "Вертикаль". Сдали мы его 31 декабря 1966-го (как и положено по плану), но на самом деле фильм не готов; здесь, в Ленинграде, идёт озвучание и досъёмки втайне от Госкино. (Факт ранее совершенно неизвестный! Ни один источник не упоминает визит Высоцкого в Ленинград в связи с "Вертикалью" – М.Ц.)
Без четверти двенадцать ночи мы с Высоцким вышли из "Ленфильма" к стоянке такси – она напротив. Мороз. После полуночи он начинает набирать обороты. Мимо проносятся десятки машин с зелёными огоньками. Или не останавливаются или... "В парк!" – кричит шофёр. Ног, обутых в полуботиночки, уже не чувствуем. Часа через полтора нас подобрал какой-то грузовик.
В гостинице "Выборгской", конечно, ни чая, ни рюмки, ни горячей воды. Проклиная страну, город, Софью Власьевну (советскую власть), залез в кровать, натянул на ноги шерстяные носки, закутал их в свитер, залез под одеяло…
Утром стук в дверь. Володя. С гитарой. Сел на краешек кровати, тронул струны. "Слушай".


В Ленинграде-городе
Как везде такси.
Но не остановите,
Сколько не проси…

Ну и так далее. Песня теперь известная. Иногда так и рождались его песни".

Возможно, в тот день Высоцкий начал писать "Зарисовку", но, видимо, не закончил, поскольку первое исполнение её зафиксировано 24 мая 1967 года.





https://v-vysotsky.com/Vysotsky_v_Leningrade/text03.html
https://peterburg.guide/ploshhadi/pjat-uglov/
https://culture.wikireading.ru/12763


Tags: История
Subscribe

  • О том, где скрывались астронавты

    Где же были астронавты? Ситуация проясняется П оскольку согласно выводу предыдущей главы, «лунная» ракета была, скорее всего,…

  • Небо без звезд

    Звезды, которые не сияли ночью Аполлон-11; вид лунного неба: к сожалению, без звезд Космический телескоп Хаббл: изображение звездного…

  • Лунная афера NASA

    Вместо эпиграфа Профессор Йельского университета Дэвид Гелернтер (David Gelernter), советник по науке американского президента, отрицает даже…

promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 39
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • О том, где скрывались астронавты

    Где же были астронавты? Ситуация проясняется П оскольку согласно выводу предыдущей главы, «лунная» ракета была, скорее всего,…

  • Небо без звезд

    Звезды, которые не сияли ночью Аполлон-11; вид лунного неба: к сожалению, без звезд Космический телескоп Хаббл: изображение звездного…

  • Лунная афера NASA

    Вместо эпиграфа Профессор Йельского университета Дэвид Гелернтер (David Gelernter), советник по науке американского президента, отрицает даже…