prajt (prajt) wrote in uctopuockon_pyc,
prajt
prajt
uctopuockon_pyc

Categories:

Когда крымские татары сожгли Москву

Тогда же подоспели (случились) великий голод и чума. Многие села и монастыри от того запустели. Многие торговые люди из-за указа, который пришел от великого князя из опричнины в земщину, покидали свои дворы и метались по стране туда и сюда.
Так велика была беда, что земские поглядывали [только] - куда бы убежать!
Об этой игре (об этом) узнал крымский царь и пошел к Москве с Темрюком из Черкасской земли. А великий князь [Грозный] вместе с воинскими людьми - опричниками - убежал в незащищенный город Ростов.


Три часа понадобилось крымским татарам утром 24 мая 1571 года, чтобы сжечь Москву дотла.




Погибли не менее 60 тысяч человек. Это было последнее и самое жестокое нападение татарского ханства на Россию, главенствующую в регионе.

Иван Грозный уже давно унес ноги из города, когда его владения на берегу Москва-реки охватило пламя. Взяв с собой все, что было из золота, серебра и драгоценных камней, царь скрылся на севере, в то время как с юга приближался враг.

«Великий князь обратился в бегство вместе со всеми воинами (…) Татарский хан приказал первым поджечь потешный дворец великого князя в Коломенском, что в миле от города. Бежали все, кто жил в близлежащих посадах».


Люди в подвалах «испарились»

Об этом написал Генрих фон Штаден, вестфалец на службе у царя Ивана, который 24 мая 1571 года чудом остался жив после разрушения Москвы крымскими татарами. Накануне крымский хан Девлет-Гирей разбил лагерь у города. На следующее утро его воины начали поджигать западные предместья:
По началу татарский сан приказал подпалить увеселительный двор (Lusthaus) великого князя - Коломенское - в 1 миле от города.

Все, кто жил вне [города] в окрестных слободах, - все бежали и укрылись в одном месте: духовные из монастырей и миряне, опричники и земские.

На другой день он поджег земляной город - целиком все предместье; в нем было также много монастырей и церквей.

За шесть часов выгорели начисто и город, и кремль, и опричный двор (Aprisna), и слободы.

«В живых не осталось и 300 боеспособных людей. Колокола у храма и колокольня , на которой они висели [упали], и все те, кто вздумал здесь укрыться, были за- ft давлены камнями. Храм вместе с украшениями и иконами был / снаружи (об.) и извнутри спален огнем; колокольни также. И остались только стены , разбитые и раздробленные. Колокола, висевшие на колокольне посредине Кремля, упали на землю и некоторые разбились. Большой колокол упал и треснул. На опричном дворе колокола упали и врезались в землю. Также и все [другие] колокола, которые.висели в городе и вне его на деревянных [звонницах], церквей и монастырей. Башни или цитадели, где лежало зелье (Kraut), взорвались от пожара-с теми, кто был в погребах; в дыму задохлось много татар, которые грабили монастыри и церкви вне Кремля, в опричнине и земщине.».




Крымское ханство постоянно угрожало России

Крымское ханство было государством, возникшим после распада Золотой Орды. Его основал в 1236 году внук Чингисхана Батый в пространстве между Черным морем и Уралом. Столетиями ханы Золотой Орды собирали дань с мелких русских князей и решали их дела. Но со временем соотношение сил изменилось.

В конце XV века власть над Россией сосредоточилась в руках Москвы, в то время как Золотая Орда распалась. Два образовавшихся после ее распада государства — Казанское и Астраханское ханства на Волге — Иван Грозный покорил соответственно в 1552 и 1556 годах. Но Крымское ханство оставалось угрозой для России.

Российские летописи только в первой половине XVI века насчитывали 43 татарских набега. Но таких ужасных последствий, как в мае 1571 года, в Москве уже давно не было. Сильный ветер разносил огонь по городу, состоявшему преимущественно из деревянных построек. Когда пламя перебросилось на переполненный беженцами Кремль, началась паника.

Русский летописец писал: «В три слоя люди лежали друг на друге, каждый наступал на голову другого. Те, что были сверху, топтали тех, которые оказались внизу».

Генрих фон Штаден рассказал о женщине, пытавшейся бежать на крытой повозке. Она доехала только до городских ворот: «Когда повозка добралась до ворот, ее настиг огонь, и повозка сгорела вместе с лошадьми и всеми ценностями из золота и серебра, лежавшими на ней. После пожара от повозки ничего не осталось, только железная арматура».




Кое-как спаслись

Сам фон Штаден долго не мог найти убежища. У входа в один из подвалов ему знаками показали, что места там больше нет. Но он «пробился» сквозь толпу русских и добрался до какого-то помещения со сводами. Там была «железная дверь. Я снял одну створку с петель и там спас себя и своих слуг».

Погибшие были и среди английских купцов, державших в Москве подворье. Около 25 англичан задохнулись в пивном погребе, как пишет свидетель. «Господа Гловер и Роули пошли в тот подвал, но жар был так велик, что они едва унесли ноги (…) Им повезло спастись в другом подвале, и там по воле Божьей они остались в живых».

«После пожара в городе не осталось ни кошек, ни собак»

Как минимум 60 тысяч человек стали жертвами пожара — половина населения города. Царь Иван приказал бросать трупы в Москва-реку. При отступлении татары угнали 100 тысяч русских в рабство. Москва превратилась в пепелище.

«После пожара во всем городе не осталось ни кошек, ни собак». Такой итог подвел Генрих фон Штаден. Чтобы восстановить город, понадобилось четыре года.

Одним словом, беда, постигшая тогда Москву, была такова, что ни один человек в мире не смог бы того себе и представить.
Татарский хан приказал поджечь и весь тот хлеб, который еще необмолоченным стоял по селам великого князя.
Татарский царь Девлет-Гирей повернул обратно в Крым со множеством денег и добра и многим множеством (viel hundert tausent) полоняников и положил в пусте у великого князя всю Рязанскую землю.



https://inosmi.ru/history/20210527/249805236.html
Tags: История
Subscribe

promo uctopuockon_pyc november 17, 2016 11:36 39
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments