galik_123 (galik_123) wrote in uctopuockon_pyc,
galik_123
galik_123
uctopuockon_pyc

Categories:

Владимирский скит - окно в прошлое



Всего в 175 километров от Москвы находится Дворцовско-Залидовская пойма реки Угры. Здесь был построен Владимирский скит Свято-Тихонова монастыря. Это не обычный скит, а совершенно уникальный, потому что на его территории расположены храм и музейный комплекс с диорамой. От Тихоновой пустыни скит находится совсем близко - всего в нескольких километрах.

1. Асфальтированная дорога через село Дворцы ведёт к воротам Владимирского скита.




2. Село названо так не из-за многочисленных коттеджей, а по местоположению стана русских войск во времена Великого Стояния на Угре.




3. Скит Калужской Тихоновой пустыни в честь Владимирской иконы Божией Матери расположен на месте великого события в истории Руси. На реке Угре в 1480 году произошло стояние войск московского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата. Это очень значимое и важное событие в истории нашей страны. Но так сложилось, что событие это до сих пор находилось в тени другого героического сражения на Куликовом поле в сентябре 1380 года.




4. По своей политической значимости победа 1480 года намного превосходит результаты, достигнутые в 1380 году. Ведь вслед за 1380 годом последовал трагический 1382 год, когда орда Тохтамыша сожгла Москву, а русские земли вновь были вынуждены платить дань ордынским ханам. А вот после "Стояния на Угре" Русь окончательно освободилась от ордынского ига. И с того момента, как хан Ахмат увёл свои последние войска с берегов Угры, Русская держава более никогда не теряла своей независимости. А это значит, что 25 ноября 1480 года - это историческая дата обретения Русским государством политической независимости.




5. Спустя пять веков после этого важного события новая братия Свято-Тихоновой пустыни в 2007 году основала скит в честь иконы Божией Матери "Владимирская" близ места исторического стояния русского войска при Угре. К 2011 году была выстроена Владимирская церковь, к 2014 - двухэтажный братский корпус, надкладезная сень и ограда с воротами, звонницей и башней.




6. Экскурсии в музее проводятся каждый час. Справа от главных ворот находится касса, совмещённая с иконной лавкой.




7. Экскурсия в музее-диораме проводится каждый час.




8. Отдельное слово надо сказать о входных дверях работы московского кузнеца Константина Мухина. Они словно из XV века.




9. Весь комплекс посвящён великим сражениям в истории России, когда защитить Отечество помогало заступничество Божией матери от Её Владимирской иконы. Освобождение Руси от ордынского ига церковное и народное сознание связало с заступничеством Богородицы.




10. Если говорить об архитектурном решении зданий Владимирского скита: церкви, братского корпуса, музейного комплекса, то в его основу легли традиции древнерусского зодчества. Нижний храм Владимирскоой церкви посвящён Сергию Радонежскому.




11. Удивила необычная роспись верхнего храма Владимирской церкви. На стенах - рассказ о заступничестве Пресвятой Богородицы земли Русской. Здесь и преподобный Сергий, благословляющий Дмитрия Донского на Куликовскую битву, и Стояние на Угре, и герои войны 1812 года. (Все фото внутреннего убранства с сайта храма.)




12. Эпизод росписи, связанный с событиями на Угре.




13. Слева от главных ворот скита находится собственно музей-диорама, который был открыт в 2014 году. Это первый в России музейный комплекс, посвящённый военной кампании 1480 года. В музее кроме диорамы интересная историческая экспозиция.




14. Со смотровой площадки открывается вид на окрестности. Правда, смущают крыши современных домов в деревне Дворцы, но тут надо включить воображение. Считается, что на месте одной из княжеских ставок (шатра) русских войск на берегах Угры и возникло село Дворцы.




15. Братский корпус на территории скита находится в самой отдалённой его части.




16. Общее впечатление путешествия во времени усилилось после посещения музея-диорамы.




17. В музее мы и узнала о художнике, в работах которого воплощены русские герои и православные нравственные идеалы. К сожалению, его уже нет в живых.




18. Музей располагается на трёх уровнях. В двух залах - историческая экспозиция, а в третьем - собственно диорама.




19.. И сразу в первом зале на стенах висят картины мастера исторической живописи, заслуженного художника России, уроженца Калуги Павла Рыженко (1970-2014). Среди персонажей - преподобный Сергий Радонежский, воины-схимники Родион Ослябя и Александр Пересвет, Иван III, митрополит Геронтий.


Павел Рыженко. Сергий Радонежкий, 2005

20. Об этом событии помнят многие - в 1380 году великий московский князь Дмитрий Донской при духовной поддержке преподобного Сергия Радонежского сразился с войсками хана Мамая за освобождение Руси. Однако сражение на Куликовом поле не принесло окончательной победы. Еще 100 лет Отечество находилось в зависимости от Золотой орды.


Павел Рыженко. Благословение Сергия, 2005

21. Александр Пересвет - легендарный монах-воин, вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил в единоборстве перед основным сражением богатыря Челубея, погибнув при этом сам. В Русской православной церкви оба причислены к лику святых.


Павел Рыженко. Молитва Пересвета, 2005

22. Родион Ослябя - инок Троице-Сергиевского монастыря, до пострижения в монахи - боярин и профессиональный военный.


Павел Рыженко. Ослябя

23. В 1472 году московский князь Иван III перестал платить дань золотоордынскому хану Ахмату. Разгневанный его дерзостью, Ахмат собрал огромное войско и в 1480 году подступил к границам Московского княжества. Иван III при духовной поддержке Митрополита Московского и Всея Руси Геронтия и архиепископа Ростовского Вассиана решил противостать Большой Орде. Началась военная кампания, вошедшая в историю под названием "Угорщина" или "Великое Стояние на Угре". На картине Павла Рыженко показан момент принятия этого решения.




24. В самом начале военной кампании митрополит Геронтий благословил перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Божией Матери "Владимирская". На протяжении всего времени "Великого Стояния" в Успенском соборе, построенном за год до событий на Угре, непрестанно совершались молебны перед этой иконой.




25. В этом же зале представлены эскиз и макет диорамы. Над созданием диорамы трудилась группа художников студии им. М.Б. Грекова под руководством Павла Рыженко и Александра Сытова. Огромное полотно высотой 6 метров и длиной 26 метров написал сам Павел Рыженко примерно за два месяца и закончил незадолго до своей кончины. Писал он его даже ночью, как будто торопился успеть. Художник говорил о своей работе: "Какая основная идея диорамы? Русский мир пришёл и встал на своей земле, и он не пустит сюда врага".
Особенностью этой диорамы, по желанию Павла Рыженко, стали спецэффекты. Техника позволяет воспроизвести запах осени, горелых листьев, пороха, эффекты дыма, ветра. Находясь у диорамы, слышишь объёмный звук - молитву, стоны раненых воинов, удары молотов о наковальню в кузне, грохот пушек, выстрелы и создаётся ощущение присутствия на поле боя.


Эскиз диорамы

26. На макете видно, что на первом плане показан лагерь русского ополчения. Видны пушки, ядра, раненые, пленные, воины, иконы, свет от лампадок, монахи и дети, показан крестный ход с образом Пресвятой Богородицы "Владимирская". Благословение Преподобного Тихона предопределяет победу русского воинства в этой военной кампании.




27. В зале диорамы просят не фотографировать, и это правильно - надо войти в образ. Фото из интернета.




28. После просмотра диорамы со звуковым сопровождением переходим в следующий зал, где представлена экспозиция, посвященная Великому стоянию: книги и репродукции миниатюр из летописи, наконечники стрел, найденные местными жителями на местах боёв, оружие и доспехи, исполненные уже современными мастерами, археологические находки.




29.




30. Иван III принадлежит к числу тех немногих государей, чьё правление представляет благотворный период в судьбе подвластных народов. Затихли междоусобные распри; наступило единодержавие вместо удельной системы, бывшей причиною стольких бедствий. Величие и правительственная власть начали быстро развиваться.
Памятник Ивану III установлен на территории скита в 2017 году.




31. Породнившись с греческими императорами благодаря браку с царевною Софьей (племянницей последнего греческого императора Константина Палеолога, жившей в Риме под покровительством папы), Иван III принял и герб их, двуглавого орла, соединив его с гербом московским (всадником, поражающим копьем змия).




32. Богатыри в те времена были настоящие - доспехи и облачение воина весили 30-35 килограммов.




33. Прошло уже более 500 лет со времени Великого стояния на Угре. Основным историческим документом, рассказывающим о нём, являются миниатюры.




34. Как в подробностях происходил бой, точных данных нет. Но цель диорамы всё же не создание подробной исторической иллюстрации сражения, а показ участие в нём всего русского народа.




35. Кольчуги и другое вооружение - реконструкция по образцу старинных, сделанная современными специалистами.




36. Вооружение татарского воина.




37. Вооружение русского войска.




38. Согласно летописным источникам, генеральное сражение между русскими и монголо-татарскими войсками началось в час дня 8 октября 1480 года и беспрерывно продолжалось до 11 октября. По мнению некоторых историков, ожесточенные бои проходили на берегах Угры в районе Залидовых лугов, недалеко от Свято-Тихоновой пустыни, где имелись три водных брода. Татарская армия пыталась преодолеть водный рубеж в трех направлениях. Однако русская артиллерия не давала ордынской коннице перейти реку. В оборонительных боях русские воеводы впервые использовали новейшие для той эпохи вооружения: пищали (ручницы) и тюфяки (короткоствольные пушки с коническим стволом и большой поражающей способностью). Применение огнестрельного оружия сыграло решающую роль во время сражения и создало значительное превосходство над противником.




39. С 20 октября 1480 года начались сильнейшие морозы. Угра покрылась твердым льдом. 28 октября русские полки начали поспешно отходить к Боровску на новое место дислокации для защиты дороги на Москву. Великий князь и его окружение полагали, что враг по замёрзшей реке свободно переправится на другой берег и новое сражение неизбежно. Ахмат расценил отход русских войск как очередную тактическую хитрость и в начале ноября дал приказ отступить на зимние базы.




40. Художник Павел Рыженко сказал когда-то о назначении своего творчества: "Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда - я буду счастлив выполненным долгом".



Tags: историческая память, исторические личности, исторические места, история Отечества
Subscribe

  • Фарца́. Начало

    Пятнадцать лет, ты вроде уже взрослый, тебе хочется многое, но где на все взять деньги. Работать тебя не берут, профессии нет, да и образование…

  • Ко дню рождения.... Портрет М. Кутузова и ордена :-)

    Здравствуйте уважаемые. Сегодня у нас очередной день рождения одного из ярких сынов Отечества - Михаила Кутузова, а точнее светлейшего князя Михаила…

  • Валькирия Белой армии

    В воспоминаниях члена Государственной Думы, участника создания Добровольческой армии Л.В. Половцева, изданных в эмиграции под названием…

promo uctopuockon_pyc ноябрь 17, 2016 11:36 39
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у koparev в Арктическая теория и Россия «Арктическая» теория Основа арктической теории была заложена книгой североамериканского историка Уоррена «Найденный рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе» (1893 г.). Уоррен…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments