Возможно, эта запись станет неким предисловием к попытке разобраться в истории отечественной веры и религии.
Рассматривать ее стоит в общем контексте противостояния католиков и протестантов, под которым подразумевается деление мира на два - или более - лагеря, и это разделение во многом обуславливает всё развитие нашей цивилизации.
Протестантство началось в 1517 году с Реформации, и отправной точкой стали "95 тезисов Мартина Лютера", прибитые им к дверям церкви. Сложно сказать, насколько религиозные мотивы осложняли или упрощали жизнь до Реформации, но после нее войны католиков с протестантами стали ежедневной повесткой дня, и унесли миллионы жизней.
То есть, мир был стабилен, а потом пришла реформа - и понеслась.
В средневековой России условно спокойная жизнь - о которой, кстати, мы мало знаем - тоже была прервана в 1656 году и тоже реформой.
" ... Церковная реформа патриарха Никона — предпринятые в 1650-х — 1660-х годах богослужебно-обрядовые нововведения, направленные на внесение изменений в богослужебные книги и обряды в целях их унификации с современными греческими ..."
Уже интересно, да? Какие такие современные греческие книги могли что-то изменить в религии, имеющей за спиной 1656 лет? Ну ладно, пусть будет 650 лет, прошедшие с крещения Руси - это тоже ОЧЕНЬ немало!
Но это еще не всё : " ... Собор 1654 года положил начало делу унификации московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе. ".
Оказывается, Запад проник в нашу страну не через окно, прорубленное Петром - нет, крайне продвинутое духовенство было в тренде всех европейских фишек и тенденций! Теперь стало модно креститься тремя перстами, а кто против - будет проклят/предан анафеме. Ведь количество пальцев - самый важный признак религии !..
[Ещё один интересный момент : ...]Еще один интересный момент :
" ... На примере крестного знамения мы видим, что о византинизации приходится говорить лишь условно: речь идёт об ориентации на Византию, но поскольку Византии к этому времени уже не существовало, современные греки воспринимались как носители византийской культурной традиции. ... ".
И теперь посмотрим на карты Греции 17-го века :

Ее там вообще нет!
Есть только Османская Империя. А, нет - вот, смотрите в самом низу, что-то розовое вылезает на поля :

Вот он, центр продвинутого богословия, диктующий свою волю государству, у которого на этой карте поместилась только треть территории !.. Да уж ...
Какие выводы можно сделать из этого?
Вполне возможно, что Патриарх Никон действительно проводил реформу в строгом соответствии со свежей методической литературой, полученной с "Запада".
Это может говорить только о том, что подобными реформами занимался весь мир. Весь мир начал подстраиваться под новые порядки, поэтому везде появились свои протестанты и раскольники, реформисты и старообрядцы.
И везде были люди, борящиеся с новым мировым порядком так отчаянно, что предпочитали уходить в глухие леса и закапывать себя в землянках, нежели принимать духовные нововведения.
Во что же они верили? Так истово и так чисто?
Что они знали? Или кого?
Рассматривать ее стоит в общем контексте противостояния католиков и протестантов, под которым подразумевается деление мира на два - или более - лагеря, и это разделение во многом обуславливает всё развитие нашей цивилизации.
Протестантство началось в 1517 году с Реформации, и отправной точкой стали "95 тезисов Мартина Лютера", прибитые им к дверям церкви. Сложно сказать, насколько религиозные мотивы осложняли или упрощали жизнь до Реформации, но после нее войны католиков с протестантами стали ежедневной повесткой дня, и унесли миллионы жизней.
То есть, мир был стабилен, а потом пришла реформа - и понеслась.
В средневековой России условно спокойная жизнь - о которой, кстати, мы мало знаем - тоже была прервана в 1656 году и тоже реформой.
" ... Церковная реформа патриарха Никона — предпринятые в 1650-х — 1660-х годах богослужебно-обрядовые нововведения, направленные на внесение изменений в богослужебные книги и обряды в целях их унификации с современными греческими ..."
Уже интересно, да? Какие такие современные греческие книги могли что-то изменить в религии, имеющей за спиной 1656 лет? Ну ладно, пусть будет 650 лет, прошедшие с крещения Руси - это тоже ОЧЕНЬ немало!
Но это еще не всё : " ... Собор 1654 года положил начало делу унификации московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе. ".
Оказывается, Запад проник в нашу страну не через окно, прорубленное Петром - нет, крайне продвинутое духовенство было в тренде всех европейских фишек и тенденций! Теперь стало модно креститься тремя перстами, а кто против - будет проклят/предан анафеме. Ведь количество пальцев - самый важный признак религии !..
[Ещё один интересный момент : ...]Еще один интересный момент :
" ... На примере крестного знамения мы видим, что о византинизации приходится говорить лишь условно: речь идёт об ориентации на Византию, но поскольку Византии к этому времени уже не существовало, современные греки воспринимались как носители византийской культурной традиции. ... ".
И теперь посмотрим на карты Греции 17-го века :


Ее там вообще нет!
Есть только Османская Империя. А, нет - вот, смотрите в самом низу, что-то розовое вылезает на поля :

Вот он, центр продвинутого богословия, диктующий свою волю государству, у которого на этой карте поместилась только треть территории !.. Да уж ...
Какие выводы можно сделать из этого?
Вполне возможно, что Патриарх Никон действительно проводил реформу в строгом соответствии со свежей методической литературой, полученной с "Запада".
Это может говорить только о том, что подобными реформами занимался весь мир. Весь мир начал подстраиваться под новые порядки, поэтому везде появились свои протестанты и раскольники, реформисты и старообрядцы.
И везде были люди, борящиеся с новым мировым порядком так отчаянно, что предпочитали уходить в глухие леса и закапывать себя в землянках, нежели принимать духовные нововведения.
Во что же они верили? Так истово и так чисто?
Что они знали? Или кого?
Community Info